Наталья Леонидовна Прохорова
Консультация «Изучаем математику с детьми дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Консультация „Изучаем математику с детьми дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять:
-Количество: много – один (один – много, много – мало (мало – много).
-Величину: (большой дом — маленький домик, большая матрешка– маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).
-Форму: (кубик, кирпичик, шар).
-Умение ориентироваться в пространстве: опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную и другие комнаты. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, делятся на:
Игры с предметами,
Настольно - печатные
Словесные.
Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, применяются такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого; использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.
Для игр подбираются знакомые игрушки, чтобы детям они были знакомы. Игры хороши тем, что предполагают принцип добровольности и самостоятельного выбора.
В основном это такие игры:
- Подбери ключик к замочку
- Сложи предмет из геометрических фигур
- Не ошибись
- Найди предмет такого же цвета
- Магазин игрушек (много, один, поровну)
- Зоопарк (счет)
- Математика в сказках
- Лото
- Парные картинки
- Цветная мозаика
- Паззлы
«Чудесный мешочек» учить детей выделять форму в конкретных предметах зрительно и на ощупь.
Играя в игру «Кружок и квадратик», знакомим детей с основными геометрическими фигурами. сравнивать пары фигур (круг и квадрат) .Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие.
Дидактическая игра «Большой – маленький» помогает различать одинаковые предметы, изображения по величине
Дидактическая игра «Один -много» помогает мне познакомить детей с понятием один -много, учить подбирать пары картинок по этому признаку, учить подбирать заданное количество предметов- один, много.
Читая книги, мы различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки. Вспоминаем пространственные отношения персонажей: Дед стоит впереди, за дедкой бабка и т. Д
Так же закрепляем умение различать геометрические фигуры и количество читая сказку «Теремок» происходит это так:
Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? ( Ответы детей: на квадрат).
На что похожа крыша теремка ( Ответы детей: на треугольник).
На что похожи окна в теремке? ( Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? ( Ответы детей: много).
Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек ( Ответы детей: одна).
У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.
Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? ( Ответы детей: одна).
У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.
Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? ( Ответы детей: один).
У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.
Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? ( Ответы детей: одна).
У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.
Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит ( Ответы детей: один).
У дверей остановился и стучит, позвала лисичка волка в теремок.
Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? ( Ответы детей: один).
У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.
Сколько животных оказалось в теремке? ( Ответы детей: много).
А как получилось их много ( Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).
Стали они дружно жить в теремке.
Дидактическая игра «Разноцветные пирамидки»
Развивать умение собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания возрастания, выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д.
Нанизывать на штативы различные фигуры.
Разбирать и собирать игрушки вкладыши
Упражнения с прищепками очень хорошо развивают сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук
Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).
Результативность. Используя такой подход к работе в формировании ФЭМП в течении года дети проявляют высокую познавательную активность, задают много разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали : группировать предметы по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из 2-3частей;
Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки.