Получи документы

Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»

Татьяна Костюченко
Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему : «Использование развивающих игр на основе системно - деятельностного подхода»

“Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Публикация «Консультация на тему „Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода“» размещена в разделах

По-этому обществом возлагаются особые надежды на дошкольное образование, так как во всем мире признано, что дошкольный возраст это золотой период развития личности. И те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в дошкольном детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В настоящее время всё более актуально в образовательном процессе становится использование системно-деятельностного подхода, который формирует умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, педагог, тем самым, помогает ему быть успешным в школе, повышает его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Ведь это не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сенситивный период для развития многих психических процессов.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Поиск новых путей в развитии интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Никитиных, Кюизенера, Дьенеша.

Их использование позволяет организовать не только самостоятельную, но и совместную игровую деятельность педагога и детей, как в индивидуальном порядке, так и с группой детей.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческий, поисковый уровень. С одной стороны ребенку предлагается образец для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером - цветные палочки.

Комплект палочек выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разной длинны и цвета.

Набор предназначен для обучения основам математики детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

Я предлагаю вам попробовать понять, какое число обозначает каждая палочка и какому числу кратно каждое семейство.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.

На первом этапе дети знакомятся с палочками: строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей.

Дети выполняют задания по образцу и постепенно переходят к самостоятельному творческому моделированию и конструированию.

В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т. д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.

На втором этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д.

Это пособие способствует развитию творчества, воображения, мышлении, фантазии, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, конструкторских способностей.

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».

«Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

• формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

• цветом - красные, желтые, синие

• размером - большие и маленькие

• толщиной - толстые и тонкие.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические, не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками ребенок установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

Существует большое количество вариантов заданий для закрепления понятий, развития логического мышления и решения различных задачь.

Для поддержания интереса детей, хорошо предлагать различные игровые сюжеты: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Угадай-ка» :

Я загадаю одну из фигурок, а вы по очереди будете задавать мне по одному вопросу, уточняя конкретные характеристики фигурки. И в итоге вы должны угадать, какую фигурку я загадала. Кто угадает, становится ведущим.

А теперь немного додвигаемся. Пожалуйста, встаньте те, у кого в имени полном, или сокращенном присутствует звук [Н]. Млодцы, а теперь кто стоит, пожалуйста, выйдите ко мне.

Возьмите любую фигурку и послушайте правила игры «Дружные семейки».

Я скажу, по какому признаку вы должны объединиться в семейки. Вы под музыку найдете свою группку и когда вся ваша семейка будет в сборе, поднимите фигурки вверх. А мы посмотртм, какая семейка самая проворная.

Спасибо! Проводим наших участников аплодисментами!

Замечательный двигатель в развитии ребёнка это "Кубики Никитина"- широко известные развивающие игры.

Борис Павлович Никитин сказал:

Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона. Мы не столько учим ребенка выполнять работу по предложенному шаблону, сколько развиваем логическое и образное мышление, творчество, умение распознавать и строить образ, учим воспитанника быть самостоятельным.

Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Все игры рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

«Научить ребенка учиться» так же помогают:

Экспериментально-исследовательская деятельность, которая помогает дошкольнику учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связи.

Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т. п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской палочкой. Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб на стол пришел?» и т. п.

Художественное творчество, продуктивная деятельность, где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемные вопросы.

Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни.

Публикации по теме:

Формирование читательской компетентности учащихся — ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения Формирование читательской компетентности учащихся –ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения. МБОУ «Средняя школа им. Я. М.

Конспект ОД детей старшей группы в технологии «ситуация деятельностного подхода» на тему «Светофор» Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон воспитателя МБДОУ.

Консультация на тему «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный.

Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе» Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе" Скажи мне, и я забуду, Покажи мне,.

Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Белевич Наталия Александровна: педагог-психолог ГБДОУ Д/С.

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.

Психологический аспект деятельностного подхода Психологический аспект деятельностного подхода Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев Он исходил.

Реализация деятельностного подхода Я слышу –я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Работая учителем начальных классов, я осознаю важность.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 21:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Костюченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД