Наталия Сиротина
Психологический аспект деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический аспект деятельностного подхода
Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев
Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности.
Первая, внешняя слагается из специфических действий человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев.
Публикация «Психологический аспект деятельностного подхода» размещена в разделах
Вторая, внутренняя происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.
А. Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».
Характеристика деятельности
Мотивированность.
Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т. е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.
Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.
Целенаправленность.
В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств
Положения деятельностной теории.
Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена.
Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения.
Задачей обучаемого является формирование умения осуществлять деятельность, т. е. выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.
Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы.
Знать - значит не просто помнить определенные факты, а выполнять на основе этих фактов определенную деятельность.
Усваивать знания можно, только оперируя ими.
Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.
Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании :
«Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить».
«Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела.
Основная идея деятельностного подхода.
Рассмотрение деятельности как средства становления и развития субъекностиребенка.
Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения
Цель деятельностного подхода.
Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, объективно оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Структура занятия на основе деятельностного подхода :
-Создание проблемной ситуации
-Целевая установка
-Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу)
-Проектирование решения проблемной ситуации
-Выполнение действий (заданий)
-Анализ результата деятельности
-Подведение итогов
Базовые компетенции дошкольника.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, управлять своим поведением, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
Способность следовать различным моделям социальных отношений, закрепление первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
овладение основными видами речевой деятельности и культурой речи;
способность решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
навыки в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Общекультурная компетенция определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы.
Специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.
Социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих интересах, проявлять терпимость к окружающим и их мнению, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды.