МААМ-картинки

Психологический аспект деятельностного подхода

Наталия Сиротина
Психологический аспект деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический аспект деятельностного подхода

Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев

Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Первая, внешняя слагается из специфических действий человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев.

Публикация «Психологический аспект деятельностного подхода» размещена в разделах

Вторая, внутренняя происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

А. Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».

Характеристика деятельности

Мотивированность.

Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т. е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.

Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.

Целенаправленность.

В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств

Положения деятельностной теории.

Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена.

Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения.

Задачей обучаемого является формирование умения осуществлять деятельность, т. е. выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.

Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы.

Знать - значит не просто помнить определенные факты, а выполнять на основе этих фактов определенную деятельность.

Усваивать знания можно, только оперируя ими.

Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.

Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании :

«Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить».

«Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела.

Основная идея деятельностного подхода.

Рассмотрение деятельности как средства становления и развития субъекностиребенка.

Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения

Цель деятельностного подхода.

Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, объективно оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Структура занятия на основе деятельностного подхода :

-Создание проблемной ситуации

-Целевая установка

-Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу)

-Проектирование решения проблемной ситуации

-Выполнение действий (заданий)

-Анализ результата деятельности

-Подведение итогов

Базовые компетенции дошкольника.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, управлять своим поведением, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.

Способность следовать различным моделям социальных отношений, закрепление первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

овладение основными видами речевой деятельности и культурой речи;

способность решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

навыки в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Общекультурная компетенция определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

Операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы.

Специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.

Социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих интересах, проявлять терпимость к окружающим и их мнению, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды.

Публикации по теме:

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ «Если твой ребенок живет на берегу океана, лучше научить его плавать, чем строить забор» Французская мудрость Сегодня многие педагоги.

Конспект ОД детей старшей группы в технологии «ситуация деятельностного подхода» на тему «Светофор» Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон воспитателя МБДОУ.

«Зимние развлечения». Конспект ОД в средней группе по технологии «ситуация деятельностного подхода» «Зимние развлечения» Цель: закрепление знания детей о свойствах снега. Материалы к занятию: Демонстрационный: презентация с летними и зимними.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Мотивация обучения в кадетской школе: управленческий аспект Кадетская школа дает образование и всесторонне воспитывает гражданина своей страны, который посвящает свою деятельность и образ жизни к.

Реализация деятельностного подхода Я слышу –я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Работая учителем начальных классов, я осознаю важность.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование.

Психологический аспект «Советы для родителей» Психологический аспект Рекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии готовности к школе.

Волонтерство: мотивационно-психологический аспект Волонтерство: мотивационно-психологический аспект С ростом качества и продолжительности жизни в последние десятилетия стали развиваться.

Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологический аспект деятельностного подхода
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 10:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический аспект деятельностного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сиротина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД