Екатерина Нестерова
Консультация «Формы образовательной деятельности, направленные на социальную ситуацию развития воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы образовательной деятельности, направленные на социальную ситуацию развития воспитанников
"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Формы образовательной деятельности, направленные на социальную ситуацию развития воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.
Так что же делает человека человеком?
Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50 г. г. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я-концепции. В отечественной психологии социализация разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, систематизирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализиронных образовательных системах. В силу объективных причин, изменений, происходящих в государстве, подходы к социализации также рассматриваются в несколько другом ракурсе. В настоящее время изучением проблемы социализации детей-сирот занимается А. В. Мудрик. Он рассматривает социализацию как процесс развития личности.
Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.
Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли.
Формы образовательной деятельности с детьми
Любая структура кроме набора компонентов предполагает способ их взаимосвязи и взаимодействия компонентов. В программе устанавливается принцип интеграции образовательных областей, который применяется в нескольких вариантах: интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы и интеграция детских деятельностей.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, поэтому содержание программы реализуется в приемлемых формах для ребенка дошкольного возраста: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивной.
Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится само-деятельностью.
Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми. Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности показано в табл. :
№ Виды детской деятельности Формы
1 Двигательная ·Подвижные дидактические игры
·Подвижные игры с правилами
·Игровые упражнения
·Соревнования
2 Игровая ·Сюжетные игры
·Игры с правилами
3 Продуктивная ·Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
·Реализация проектов
4 Коммуникативная ·Беседа ситуативный разговор
·Речевая ситуация
·Составление отгадывание загадок
·Сюжетные игры
·Игры с правилами
5 Трудовая ·Совместные действия
·Дежурство
·Поручение
·Реализация проекта
6 Познавательно-исследовательская ·Наблюдение
·Экскурсии
·Решение проблемных ситуаций
·Экспериментирование
·Коллекционирование
·Моделирование
·Реализация проекта
·Игры с правилами
7 Музыкально-художественная ·Слушание
·Исполнение
·Импровизация
·Экспериментирование
·Музыкально-дидактические игры
8 Чтение художественной литературы ·Чтение
·Обсуждение
·Разучивание