Алена Попова
Формы внеклассных работ, направленные на развитие творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы внеклассных работ, направленные на развитие творческих способностей.
Развитию творческих способностей младших школьников способствуют различные формы организации внеклассной работы.
Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание.
Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Публикация «Формы внеклассных работ, направленные на развитие творческих способностей» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - "Тимуровская, шефская работа", или из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и др.
Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т. д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации кружка.
Индивидуальная работа с учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в кружке, «выросли» из него, но охотно самостоятельно работают по интересующей их тематике, получая консультации у педагога.
С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу со школьниками педагогу желательно фиксировать в специальной тетради индивидуального учета.
Основной групповой формой организации творчества школьников во вне учебное время является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области и стремящихся заниматься практической деятельностью в этом направлении. Кружок - это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Развитие сети кружков и рост активности приводят к необходимости создания на их базе более крупных объединений, которые могла бы предоставить учащимся (в основном старшеклассникам) более широкие возможности для научного, технического и декоративно-прикладного творчества.
Для того чтобы у учащихся развить творческую активность, любознательность, инициативу и стремление к научному поиску в той или иной области в настоящее время используются разнообразные формы массовой работы : тематические вечера, встречи с учеными, новаторами производства, мастерами прикладного и народного творчества, научно-технические конференции, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, лекции, экскурсии, выставки работ и т. д.
Выявлению форм внеклассной работы на формированию творческих способностей посвящены исследованиям Ленива В. А., Щурковой Е. Н., Качурина М. Г., и др.
Как утверждает профессор М. Кочурин: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя».