Ольга Черенкова
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие "нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ".
В настоящее время в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. Цель его - свободное развитие личности. В основу новой концепции семьи и дошкольного учреждения заложена идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Более того, в обязательную часть общеобразовательной программы каждого детского сада должно быть включено взаимодействие с семьями детей.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
Таким образом, признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и потому меняются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия. Уникальность этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Достоинства новой философии взаимодействия педагогов с родителями не подвергаются сомнениям. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей это установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду. Важно помочь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Воспитатель, поддерживающий контакт с семьей, знает привычки и особенности каждого своего воспитанника и может учитывать их в работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Но как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме воспитания и обучения детей можно и нужно использовать нетрадиционные формы общения с родителями, задача которых обогатить их педагогическими знаниями.
В настоящее время такие формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они построены в виде игр, по типу телевизионных передач и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
2. Охарактеризовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.
К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ относятся - досуговые; познавательные; наглядно-информационные и информационно-аналитические.
Информационно-аналитические формы взаимодействия ориентированы на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это - социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины.
Досуговые формы взаимодействия - для установления теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Формы проведения общения : совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Познавательные формы взаимодействия направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это - семинары-практикумы и педагогический брифинг, педагогическая гостиная и устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, в виде популярных телепередач "Это мой ребенок", "Что? Где? Когда?" и др.
Наглядно-информационные подразделяются на информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую формы.
Цель их донести до родителей информацию по ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, спецификой его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, а также на обогащение знаний родителей о своеобразиях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Формы проведения - информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, организация мини-библиотек. Здесь хорошо помогут информационные стенды, папки-передвижки, минигазеты, библиотеки по основным проблемам семейной педагогики.
3. Охарактеризовать досуговые формы работы с родителями.
Досуговое направление в работе с родителями это самое интересное, востребованное, полезное, но несколько затруднительное в плане организации. Плюсы в том, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, осознать трудности
во взаимоотношениях; понаблюдать за другими родителями. При досуговой форме организации общения создается уютная неформальная атмосфера между педагогами и родителями, и на основе этого отношения между родителями и детьми становятся более доверительными.
Во многих семьях дети предоставлены сами себе, поэтому возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует тому, чтобы родители пересмотрели свои методы и приемы воспитания, позволяет родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в других семьях.
Хорошо когда родители активно принимают участие в соревнованиях, развлечениях, утренниках. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Причем особо значимо то, что некоторые номера родители готовят вместе с детьми. Дети и родители наблюдают друг за другом, гордятся и сопереживают. Такие совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, улучшаются отношения в семье.
Воспитатель должен творчески подойти к организации работы с родителями. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Благодаря позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Чтобы определить эффект от усилий, потраченных на взаимодействие с родителями, можно задействовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, а также книги отзывов. Желательно сразу после проведения того или иного мероприятия. Также важен самоанализ педагога.
К досуговым формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся праздники, утренники, различные концерты и спортивные соревнования. Это и традиционные совместные праздники и досуги, такие как "Встреча Нового года", "Рождественские забавы", "Масленица", "Праздник мам", "Папа, мама, я — дружная семья", "Праздник урожая" и др. Они создают атмосферу единства и дружбы в группе.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии тоже укрепляют детско-родительские отношения. Как результат в детях воспитывается трудолюбие, внимание к близким, уважение к труду. А это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Проектная деятельность очень эффективная форма взаимодействия с родителями. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. А темы проектов рождаются из интересов детей. Так можно разработать и реализовать детско-родительские проекты, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Но нужно осознавать, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов сразу возникает крайне редко. Это длительный процесс, со множеством внезапных непредвиденных ситуаций, это долгий и кропотливый труд и педагогов, и родителей. Главное не останавливаться на этом пути, а продолжать находить новые грани сотрудничества.
4. Этапы проведения "педагогической лаборатории" с родителями.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Все чаще пользуются успехом новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.
Например, "Педагогическая лаборатория" В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др. В конце года "педагогическая лаборатория" подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.
1. Предварительная работа.
Определение темы, целей собрания, изучение литературы. За неделю до собрания проводится анкетирование. Приглашение родителей может происходить с помощью пригласительных билетов, выпуска газеты к собранию.
2. Проведение собрания.
I. Вводная часть - организация родителей, создание атмосферы доброжелательности и доверия, концентрация их внимание, мотивация на совместное решение проблем. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знакомы между собой. И это очень мешает общению.
Здесь поможет упражнение - приветствие "Связующая нить". Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники —единое целое. Вывод: закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.
II. Основная часть - можно разделить на несколько этапов:
1. Дискуссия. Важно не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций. Здесь главное - вовлечь родителей, но необязательно, чтобы в дискуссии приняли участие все родители. Использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий, игр, прогулок и т. д. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
2. Обмен опытом. Во время обсуждения темы родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
3. Деловая игра "О чём бы вы поговорили?"Решение различных ситуаций.
4. Окно – очень короткие новости. Включить ответы специалистов на вопросы родителей.
5. Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. Это лишь немногое, чем можно наполнить основную часть.
III. В третьей части родительского собрания –"разное"– обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Подведение итогов собрания – рефлексия, обмен мнениями.
Например, "Чудесная сумка". Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.
В конце собрания можно напомнить: "У Вас есть ребенок, и Вы его очень любите! Поспешите домой, обнимите крепко и в стомиллионный раз скажите ему: я люблю тебя, я скучал (скучала! Давай поиграем".