каролина кочкурова
Консультация «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»
«Сенсорные эталоны - это представления о чувственно
воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления
характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены
наиболее существенные, главные качества» А. В. Запорожец
Публикация «Консультация „Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте“» размещена в разделах
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные (обследовательских) действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра. Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связаны с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребёнок, получая множество впечатлений, упражнений и материалов для восприятия, развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем, необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний период, то недоработки отразятся на способности к обучению, причем они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия.
Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т. д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также, как и мы, когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но все что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребенок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребенка.
Задачи в непосредственно образовательной деятельности с младшими дошкольниками по сенсорному развитию :
- формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый,фигурах (круг, треугольник, квадрат, форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Виды деятельности, обеспечивающие сенсорное развитие :
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр. ,
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., - восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
- рассматривание картинок,
- двигательная активность.
Формы работы по сенсорному развитию детей :
• дидактические игры,
• совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,
• индивидуальная работа с детьми,
• развлечения,
• проектирование
Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
При организации развивающей предметно-пространственной среды применяются различные игры и оборудование, такие как:
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно – творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
Сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью.
Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы ( наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др.
Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину, но и подсказывает нужный способ решения.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.
Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками, и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.