Гореликова Оксана Константиновна
Консультация на тему «Дидактические игры»
Консультация на тему»Дидактические игры».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное и сложное, педагогическое явление: игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и конечно же средством всестороннего воспитания и развития ребенка.
Публикация «Консультация на тему „Дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Я считаю,что дидактические игры способствуют :
во-первых- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению уже имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию детской памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
во-вторых- развитию речи детей. это пополнению и активизации словаря.
в-третих- социально-нравственному развитию дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет очень чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основных и дополнительных компонентов.
К основным компонентам мы относим:
дидактическая задача,
игровые действия,
игровые правила,
результат и дидактический материал
. К дополнительным компонентам:
сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным обенностям дошкольника.
Виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.. Благодаря настольно-печатным играм у детей происходит систематизация ранее полученных знаний, расширение кругозора, развитие логики и внимательности, а также воображения. Это могут быть всевозможные лото, домино, мозаики, пазлы, ходилки и современные логические разработки. Последние окажут огромную роль при подготовке к школе в подготовительных группах. В начальной школе такие ребята все буквально схватывают на лету.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
. Словесные игры заставляют мыслить, открывают простор для фантазии, закрепляют имеющиеся знаний без необходимости использования наглядных материалов. Тем самым у ребенка формируется внимание, развивается речь, увеличивается скорость реакции, происходит знакомство с такими литературными понятиями, как аллегория, иносказания.
Проводить словесные занятия можно с помощью отрывков из произведений, стихотворений, а для самых маленьких, это, конечно же, прибаутки, потешки. В Сети можно найти много авторских словесных разработок, которые будут очень полезны воспитателям при проведении занятий в ДОУ.
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
По содержанию они могут быть математические, природные, сенсорные, словесные, воспитательные, образовательные (других направлений).
В качестве заключения
В завершение хотелось бы дать краткое понятие структуры дидактической игры. Она включает в себя 5 составляющих: дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, а также результат.
Соблюдение данного алгоритма с учетом возраста детей позволит сделать игру интересной и увлекательной. Ну а вы не забудьте принять во внимание примеры пособий и заданий по ссылкам.
Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Мне очень близки настольно-печатные игры с использованием прищепок и крышечек.
Это все развивает детскую моторику рук.
Спасибо за внимание.