Янина Сипович
Групповая консультация педагога-психолога на тему «Адаптация детей к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Советы при адаптации к детскому саду»
Цель: Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода ребенка к детскому саду.
Задачи:
- Снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в ДОУ.
Публикация «Групповая консультация педагога-психолога на тему „Адаптация детей к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Раскрыть основные понятия процесса адаптации ребенка к детскому саду
- Дать рекомендации взрослым по оптимизации процесса адаптации.
Рада приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении! Я – педагог-психолог, буду совместно с педагогами и персоналом ДОУ сопровождать ваших детей в процессе их привыкания к условиям дошкольного учреждения.
Что же такое адаптация – это процесс вхождения и приспособления организма к новым условиям. Дословно «аданто», с латыни означает прилаживание. Это медицинский, а не педагогический термин.
Все живые организмы по-разному привыкают к новым условиям. Так и детский организм имеет свой индивидуальный период адаптации.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
наличие режима дня (смена видов деятельности, режим питания, новые блюда
отсутствие родителей в течение нескольких часов,
новые требования к поведению,
постоянный контакт со сверстниками, невозможность уединиться,
новое помещение и новые взрослые.
Все это изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком». Малышу необходимо «адаптироваться». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется. То, насколько быстро и легко ваш малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас с вами – взрослых. Поэтому я призываю Вас: не бросайте ребенка в воду, не научив плавать!Привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом
Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы. Однако, мозг ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни,то у ребенка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптации к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
• Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
• Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
• Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)
• Повышение температуры тела
• Изменения характера стула
• Нарушение некоторых приобретённых навыков (ребенок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Характер протекания адаптации зависит от ряда факторов:
От состояния здоровья ребенка: ослабленные дети более плаксивы, вспыльчивы,
От темперамента ребенка (легче привыкают сангвиники, девочки привыкают быстрее,
От особенностей семейного воспитания.
- Если в семье преобладает гиперопека, то процесс адаптации будет более сложным,
- Если в семье присутствуют наказания, то ребенок будет проявлять агрессию и замкнутость,
- Или семья, как закрытая система. Где только узкий круг общения.
От режима дня. Ребенку необходимо время, чтобы внутренне перестроиться к новому режиму,
Это сформированность навыков самообслуживания (умение пользоваться горшком (унитазом, умываться, пользоваться полотенцем, ложкой, частично раздеваться-одеваться,
Это коммуникативные умения: общение с другими детьми и взрослыми. Дети в этом возрасте не должны играть вместе. Они могут играть рядом. Главное не бояться других детей.
И очень важный фактор – тревога родителей. Волнение родителей переается и детям. Здесь родителям следует поработать над своими эмоциями и поддерживать позитивный настрой. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда хнычет ваше «сокровище». Но дети чаще всего успокаивается, когда родители уходят.
Существуют определенные правила, как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Выделю самые важные:
Детям следует рассказать, что такое детский сад. Чем там можно заниматься. Можно показывать картинки, читать литературу, играть в детский сад, Говорите своему ребенку, что он уже большой и может ходить в детский сад. Всем знакомым в присутствии ребенка говорите, что Коля пошел в детский сад и вы гордитесь им.
Очень важное правило: позитивный настрой и спокойствие родителей. Не запугивайте детей детским садом. Исключите фразы: «Слушаться не будешь, отведу в сад» Ни в коем случае не обсуждайте педагогов в присутствии детей. Если взрослые начинают озвучивать своё беспокойство, они закладывают тем самым в сознание ребенка негативный образ.
Еще одно правило – четкий и щадящий режим дня. Максимально приближенный к режиму группы. Наличие дневного сна, обеда (2-3 блюда, разнообразное меню, ложиться спать и вставать пораньше. Ограничить развлекательные мероприятия.
Приучать к доступным для возраста навыкам самообслуживания – еще одно правило,
Развивать у детей игровые навыки и давать возможность общаться с детьми всех возрастов.
Эти несложные советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду.
Для индивидуального подхода, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка.
1. Как Вы называете ребенка дома? ___
2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?
3. Чем любит ребенок заниматься дома, на улице? ___
___
4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его? ___
5. Охотно ли ребенок вступает в общение:
• С детьми своего возраста ___
• С детьми старшего возраста ___
• С родными ___
• Со знакомыми ___
• С незнакомыми ___
6. Какое общение предпочитает малыш?
• Эмоциональное
• Предметное
7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? ___
___
8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого? ___
9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ___
10. Как ребенок играет?
• Просто манипулирует предметами
• Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых
11. Как Вы поощряете ребенка? ___
12. Как наказываете? ___
12. Как воспринимает детский сад ребенок?___
13. Как воспринимаете детский сад Вы?___
14. Какие вопросы по воспитанию ребенка Вас интересуют? ___
___
___
Спасибо за сотрудничество!