Марина Муллагалиева
Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ»
Что же такое адаптация?
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Публикация «Консультация психолога для родителей „Адаптация детей к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным или негативным (стресс) результатам. При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Выделяют три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :
• Легкая адаптация (1-2 недели)
Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок :
o быстро находит контакт с воспитателем;
o отпускает маму без слёз и капризов;
o не боится заходить в группу;
o находится в стабильном эмоциональном состоянии;
o рассказывает родителям о произошедшем за день;
o легко контактирует с другими детьми;
o интересуется игрушками в группе.
• Средняя адаптация (20 – 40 дней)
Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния. Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание.
Признаками:
o малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
o плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
o напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
o адекватно реагирует на замечания или обращения;
o лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
• Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации :
o ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
o по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
o в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
o замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
o при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.
Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться
• Очень тяжелая адаптация (около полугода и более)
Как бы мы не готовили ребенка к посещению детского сада, он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшение самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется ко взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители как правило отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, плаксивым, теряет приобретенные ранее умения. Все это может отразиться на его здоровье.
Как же помочь малышу успешно адаптироваться к новым условиям?
Итак, Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
• Постарайтесь создать в семье спокойную, теплую, дружескую атмосферу.
• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Требований не должно быль очень много.
• Будьте терпеливы.
• Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены
Чем больше ваш малыш будет уметь делать до посещения дошкольного учреждения, тем лучше для него самого. Стоит научить кроху самостоятельно одеваться, держать правильно ложку, мыть руки перед едой и привить другие навыки самообслуживания. Не стоит надеяться на авось и ждать, что воспитатели всё сделают сами, а потом возмущаться, что этого не произошло. Хорошие дошкольные педагоги, несомненно, уделят этому внимание, но многое зависит и от родителей. ( Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи)
.• Поддерживайте дома режим дня детского сада.
• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
• Расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения, навыки, в какой помощи он нуждается.
• Давайте ребенку в садик любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете много о том, как вашему малышу удается привыкнуть к детскому саду.
• Отзывайтесь положительно о детском саде и воспитателях.
• Оставляя утром ребенка в детском саду, будьте уверены и спокойны, не затягивайте прощание.
Многие родители и воспитатели старой закалки придерживаются мнения, что оставлять ребенка в саду утром необходимо как можно быстрее. Привести малыша и уйти, не попрощавшись, - одна из самых распространенных родительских ошибок в период привыкания ребенка к детскому саду. Безусловно, уйти незаметно гораздо проще для родителей, ведь не придется успокаивать кроху, тратить время на долгие разговоры, но исчезновение мамы и папы пугает ребенка. На протяжении всего дня малыш может чувствовать себя некомфортно, бояться и переживать, что родители не заберут его, расстраиваться по пустякам и быть плаксивым.
Именно поэтому родителям так важно уделять крохе время при прощании: поддержите малыша добрым словом, проговорите, что обязательно вернетесь вечером, расскажите, как вы планируете провести время после детского сада.
Все эти разговоры позволят малышу настроиться на позитивный лад, и он будет уверен, что родители его заберут.
• Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиться временем до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается.
• В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома следует как можно больше играть с ним в веселые подвижны игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так и взрослым, полезны так же лепка, рисование, игры с песком и водой.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
• Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
• Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте….
• Поощряйте любопытство.
• Не скупитесь на похвалу.
• Радуйтесь Вашему ребенку!