Ирина Валеева
Консультация на медико-педагогическое совещание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на медико-педагогическое совещание
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Консультация на медико-педагогическое совещание
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Подготовила: воспитатель группы раннего возраста
Валеева Ирина Дильфасовна
г. Бирск
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Консультация на медико-педагогическое совещание „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
1. Введение.
2. Особенности адаптационного периода.
2.1. Понятие и виды адаптаций.
2.2. Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка.
2.3. Закономерности адаптации и факторы, влияющие на неё.
2.4. Особенности поведения детей в период адаптации.
3. Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
3.1. Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
3.2. Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
4. Заключение.
1. Введение.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Адаптация ребенка в детском саду является важным фактором в психологическом развитии малыша.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Обычно, часто встречающаяся жизненная ситуация: ребёнок едва ли достиг полутора – двухгодичного возраста, а мама вынуждена выходить на работу. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Главной целью данной работы является исследование взаимодействия семьи и детского сада в адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Так же данная работа преследует несколько основных задач:
• выявить особенности и виды адаптации;
• выявить эмоциональный портрет ребенка;
• определить закономерности адаптации и факторы, влияющие на неё;
• рассмотреть особенности поведения детей в период адаптации;
• разработать комплексную систему взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей для наилучшей адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
2. Особенности адаптационного периода.
2.1. Понятие и виды адаптаций.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. По наблюдениям психологов средний срок адаптации детей в норме составляет : до 3 лет – 7-10 дней, в 3-5 лет – 2-3 недели, после 5 лет – 1 месяц. Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести:
Тяжелая степень адаптации - дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
Средняя степень адаптации - дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. У таких детей начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Поведение ребенка: ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
2.2. Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка.
Ребенок, адаптирующийся к коллективу, проявляет ряд особенностей поведения и различные эмоции. Психологи выделяют следующие:
Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу. Проявления отрицательных эмоций различны: от еле уловимых до депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного рева. В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Нет ребенка, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.
Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.
Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции. Улыбка и веселый смех - это главные показатели завершения адаптационного периода.
Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Как только ребенок сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, в разговоре употребляя младенческие или облегченные слова.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать.
Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест с "волчьим" аппетитом, пытаясь удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного выше эмоционального портрета.
2.3. Закономерности адаптации и факторы, влияющие на неё.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Лучший способ адаптации малыша к яслям – это постепенное знакомство с новыми условиями. Лучше если родители приведут своего малыша в детский сад не менее чем за месяц до планируемого выхода на работу, потому что в этот месяц маме желательно и необходимо быть в саду вместе с ребенком. В первые неделю-две мы рекомендуем «новеньким» проводить в саду не более 2-3 часов, лучше всего на утренней прогулке (и только, потому что еда и сон в новой обстановке гораздо более стрессовые ситуации. Лучшее, что может сделать мама для своего ребёнка в этот период, — это не только познакомить его с окружающей обстановкой, но и буквально влюбить его в воспитателя, тем самым одновременно «отпустив» его от себя. Это важно потому, что ребёнок раннего возраста идёт не к игрушкам, не к другим детям, а ко взрослому, и этот взрослый должен стать для пего значимым.
Алгоритм постепенного вхождения ребё нка в детский сад:
1. приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2. приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3. ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4. ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
5. ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6. ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7. ребёнок остается один на целый день.
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
2.4. Особенности поведения детей в период адаптации.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.
Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей, детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие ласковые движения.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
3. Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
3.1. Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачами этой работы являются следующие параметры:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
• возрастной характер взаимодействия с родителями;
• доброжелательность, открытость.
3.2. Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
Этапы работы с родителями в период адаптации :
1. Информирование о проблемах адаптации.
2. Объяснение целей и задач своей работы.
3. Составление семейного анамнеза.
4. Приложение: прогноз адаптации, анкеты для родителей, чьи дети поступают в ДОУ.
5. Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее: беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.
4. Заключение.
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей двух – трех лет жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения. Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня. Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.