Тамара Ахполова
Консультация «Эмоциональная отзывчивость воспитанников дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная отзывчивость воспитанников дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Существуют опре-деленные возрастные периоды, в которых дети образно воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года жизни. Музыка и музыкальная деятельность, всег-да сопровождается чувствами и эмоциями. Они составляют главное содер-жание, и особенно привлекательны для детей раннего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Эмоциональная отзывчивость воспитанников дошкольного возраста на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Эмоциональный мир ребенка, разумеется, ограничен в своих проявлениях, так как он еще не знает, что можно выражать с помощью эмоций свое наст-роение. Переживая эмоциональное состояние, ребенок может показать, как он радуется или огорчается, но при первой встрече дошкольники зачастую стесняются, и происходит эмоциональный зажим.
Для того, чтобы раскрепостить детей существует ряд игр – импровизаций на развитие мимики, пантомимики, жестикуляции и внутреннего раскрепощения.
Детям раннего дошкольного возраста свойственно особое восприятие и отно-шение к мелодии, ритму, выразительным средствам, танцевальным движе-ниям. Материал, на основе которого у ребенка начинает обрабатываться понимание текста и приобретает смысловое содержание, развивается речь и музыкально - сенсорные способности, накапливается опыт разнообразных движений - все это составляет эмоциональную сторону развития.
Знакомство с музыкой предполагает многовариативность, импровизационность и требует творческой активности и фантазии музыкаль-ного руководителя.
На своих занятиях по «слушанию музыке» мы вместе сопереживаем и учимся прочувствовать то, что написал композитор. Музыкальный материал подби-раю с учетом разнохарактерных произведений, что дает возможность разли-чать контрастные образы, например: «солнышко и дождик», «медведь и зай-ка». Вот почему дети легко сопоставляют веселую и печальную, плавную и отрывистую музыку. Воздействуя на эстетические чувства ребенка, побуждаю их осознавать, что такое - добро и зло.
Использую здоровьесберегающие технологии: особое внимание уделяю артикуляционной гимнастике, которая формирует и корректирует нарушения звукопроизношения, полезна для тренировки подвижности органов артикуля-ционного аппарата. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой повышает показатели дыхательной системы, валеологические песенки - попевки спо-собствуют эмоциональному климату на занятиях, музыкотерапия снимает напряжение и раздражительность.
Также применяю, «Пальчиковые игры» Железновой, которые сопровождаются небольшими текстами и стишками. Вместе с детьми выразительно учим текст, а движения стараются выполнять синхронно. Игры хорошо развивают память, внимание, фантазию, побуждают детей к творчеству. Музыкально – ритми-ческая деятельность создает благоприятные условия для развития творческих способностей, обеспечивая высокий уровень самостоятельности.
Значительное место в практике музыкального воспитания отводится именно русскому народному фольклору. Разучиваем чистоговорки, попевки, потеш-ки,разные произведения для исполнения, уделяем внимание игре на музы-кальных инструментах, все это развивает музыкально - сенсорные способ-ности. Создавая ансамбли из народных инструментов - бубен, ложки и дудоч-ки детям приходятся по душе. Они с желанием исполняют запомнившиеся песенки.
Учитывая исходный уровень музыкальных способностей, выстраиваются систематические занятия для формирования эмоционального отклика, подби-раются различные методики, собирается музыкально - дидактический мате-риал, определяются критерии оценки эмоциональной отзывчивости всех возрастных категорий.
В целом, за реабилитационный период происходят изменения в эмоциональ-ном поведении детей, отмечается положительная динамика ребенка. Как результат, заложены основы музыкальности: различают тембровую окраску, динамический и звуковысотный диапазон, эмоциональный отклик на музыку, формируются певческие интонации, речевой аппарат и двигательная активность.
Все это, благотворно влияет на развитие эмоциональной отзывчивости
у детей дошкольного возраста, развивает музыкально - образную память, ориентирует в пространстве.
Считаю, что такие формы и методы музыкально – эстетического воспитания необходимо использовать на практике, так как это способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи если:
• включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
• создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;
• проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.
Логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. По мнению Е. В. Чаяновой, Е. В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память.
Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой, дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.
Логоритмические занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм, воспитанию волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность, выдержка). Эти качества формируются под влиянием, как примера педагогов, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантасти-ческие рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками. Основу таких занятий составляют – сочетание движения с ритми-ческой речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у детей связывается с определенным видом деятельности. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способ-ностей.
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкаль-ной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррегирующими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспи-тание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формиро-ванием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: добро-желательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.
Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступ-лениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.
Почему мы так любим логоритмику?
Потому что логоритмика - это соединение двигательных упражнений и упражнений на развитие артикуляции и речевого дыхания. Звучит сложно, но, на самом деле, все вы с логоритмикой знакомы. Самый наглядный пример - потешки.
Мама или папа ритмично покачивают/поглаживают/похлопывают ребенка, и в это же время ритмично читают стих или поют песенку.
Часто логоритмические упражнения ложатся в основу логопедических занятий, чтобы помочь деткам с речевыми проблемами. Однако это далеко не все: логоритмика задействует разные отделы мозга - помогает развивать память, пространственную ориентацию, дыхание.
Она полезна и тем деткам, у которых нет проблем с речевым развитием: малыши очень любят такой формат взаимодейсвия с мамой или папой, а более взрослые детки учатся многозадачности - им нужно и произносить текст стишка, и выполнять нужные движения.
Вот небольшая подборка логоритмических упражнений :
Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно,
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного,
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх,
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).
Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают,
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду (грозят пальчиком)
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим… (Малыши делают движения руками, изображая нож, топорик)
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
И морковочки натрем (Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ)
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Музыкально- дидактическая игра «Колокольчики» 1 вариант.
Программное содержание: Развивать динамическое восприятие музыки.
Игровые пособия: Карточки с изображением большого и маленького колокольчика.
Музыкально-дидактический материал: Большой и маленький колокольчик
Ход игры: Детям показывают большой и маленький колокольчик, обращают внимание на то, что большой колокольчик звучит громко, а маленький – тихо. Затем раздают карточки с изображением большого и маленького колокольчика и предлагают показать карточку, соответствующую колокольчику, который будет звучать (за ширмой).
Игра «Укрась музыку» 2 вариант
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: флешка с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, колокольчики).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.