МААМ-картинки

Консультация музыкального руководителя «Пение в развитии речи детей»

Величко Елена
Консультация музыкального руководителя «Пение в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему

«Как пение помогает в развитии активной речи дошкольников»

У музыки и обычной человеческой речи есть то, что их роднит. То и другое начинается со звука. Обычная речь или музыкальная нужна и необходима каждому из нас и как можно раньше. Пение – вид деятельности, который существенно влияет на развитие разговорной речи ребенка.

Темочки:

Известные люди высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «пение первоначально и существенно подобно разговору».

С маминой ласковой колыбельной у каждого из нас начинается знакомство с музыкой, пением. Не случайно дети любят слушать именно песни. Именно они способствуют развитию речи малыша.

На подпевании основаны и первые в жизни малышей музыкальные занятия, а развитие речи с помощью песен становится очень эффективным.

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. Если задать вопрос детям о том, как поет петушок, то вы неприменно услышите ответ даже совсем еще юного вокалиста.

Пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга. При этом тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих и детей, и взрослых вырабатывает эндорфин – вещество радости, который дарит хорошее настроение.

Совместное пение на занятии взрослых и детей мотивирует последних петь, как взрослые: громко, ясно и понятно. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребенку прививаются навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше настраивается его речевой и певческий голос.

При обучении дошкольников пению необходимо делать акцент на развитии певческих способностей с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, на развитии и укреплении голосового аппарата. Для этого используется ряд полезных упражнений и попевок.

Итак, пение на ребенка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям.

«… Для ребенка голос – самый доступный и первейший инструмент», писал Л. Стоковский.

Нельзя не согласиться с музыкантом, с помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства.

Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.

Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.

Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения напевному звучанию важно добиваться протяженного звучания в конце фразы «Маме, мамочке песенку споем».

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Хорошая дикция характеризуется хорошей артикуляцией, т. е. правильным положением языка, губ, гортани. Артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Очень любят дети артикуляционные сказки. Они есть готовые в интернете, а можно сочинить такую сказку совместно с детьми. Поверьте, это очень увлекательное занятие.

Дикция конечно формируется постепенно, так как многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость и другие, которые необходимо сразу же корректировать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т. д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. Очень полюбились детьми: «Рыбка», «Тигр», «Поцелуй» и др.

В результате использования таких упражнений повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.

Вокально-хоровая работа предполагает использование певческих упражнений, помогающих преодолеть дефекты речи, а затем упражнений для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Для выработки правильной дикции применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией и др. Это речевые игры: «Солнышко», «Листопад», «Дождь», а также голосовые импровизации «Ручеек», «Ветерок» и др.

В обучении детей правильному звукопроизношению, нужно опираться на основные правила дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесУ, в декабрЕ).

Безударные гласные также не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени. Поэтому беглая в речи «О» вучит в пении как «А» (к[А]рова, [А]ктября, звук «Я» микшируется и произносится как «Е» (в окт[Е]бре). Согласные проговариваются быстро и четко.

На безударных гласных дети часто делают ошибки. Произнося звук «Е» часто заменяют его на «И» (здравствуйт[И], п[И]тушок, р[И]бят, а букву «Я» заменяют на «И» (масл[И]на головушка). Замена звуков нередко происходит и в окончаниях (нежную на нежн[аю], мороз на моро[с]).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, чистоговорки. Важно учитывать, то, что разучивать нужно ихмедленно и постепенно ускорять темп. При этом наблюдается скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек).

Например:

• Черепашка, не скучая, час сидит за чашкой чая [Ч]

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]

• Серые бараны били в барабаны [P, Б]

• У осы не усы, не усища, а усики [С]

Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные инновационные методики.

Например: артикуляционная гимнастика известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-фониатора В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», а также двигательные, дыхательные упражнения и распевки Варинской М. А. «Формирование навыков правильного звукообразования».

На звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса большое влияние имеет дыхание. Правильное дыхание очень важно, как для речи, так и для пения.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

«Погончики», «Надуй шарик», «Насос» одни из любимых детьми упражнений.

Пение очень полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Оно помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению произношения. Вокально-хоровая работа способствует устранению вторичных речевых нарушений, налаживанию работы артикуляционного аппарата, развитию музыкально-слухового восприятия, - без этих составляющих невозможно полноценное становление фоно-фонематической стороны речи.

Также известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от заикания.

Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента.

Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если заниматься пением регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания.

Главное – это регулярные занятия.

Пение влияет на общее развитие ребенка : как духовное, так и физическое.

Во время пения обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний.

Вокал сам по себе – уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Ученые считают, что каждый из внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота вибраций органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме.

Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов, но и укрепляет сердечную мышцу. Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.

Таким образом, пение способствует :

развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.);

• расширению кругозора;

• нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);

развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Упражнения на развитие дыхания

1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.

Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами отрывисто и протяжнo.

«Капели»

Кап, кап, кап –

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто) .

То весна к нам пришла,

Птички прилетели,

Птички прилетели –

Песенки запели. (а--- поём протяжно).

«Синичка».

Ты, синичка, полетай,

С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу) .

Фу---у

(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)

В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.

Упражнения на пропевание гласных протяжно и отрывисто

«Укачиваем»

Уа-Уа, ах как девочка мала,

Уа-Уа, любит петь она с утра.

Уа-Уа, подпеваю ей сама,

Уа-Уа, говорить с ней нам пора.

Необходимо объяснить детям, что протяжно (legato) это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.

Упражнения на силу голоса.

При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.

Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:

«Эхо».

Мы в лесу гуляли,

Мы грибов набрали,

Где же наши детки,

Детки-малолетки?

А-у!

Пропевание слов и словосочетаний на усиление звука и ослаблении (затихание); с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания

«Мотор»

Заводи мотор скорей и поедем веселей! РРРР…

«Кукушка»

Зелёная опушка,

Идём по холодку,

В лесу поё т кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»

Упражнения на дыхание.

«Понюхай цветок».

Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:

- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;

- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.

То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов : свистулек, дудок и пр.

Вот какой, вот какой

Маленький цветочек мой.

Он фиалкою зовётся.

Пахнет солнцем и весной.

Пчёлки быстрые,

Ищут мёд в цветочках.

И над ними кружат,

Самолёты точно.

Упражнения - пение с повышением и понижением интонации (glissando).

Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.

«Кошка».

Села кошка на окошко,

Дайте молока немножко:

Мяу, мяу, мяу, мяу. (с каждым последующем повторением интонация повышается)

«Барбос».

На дворе рычит Барбос.

Он гоняет рыжих ос:

Р -р-р-р (понижение интонации)

Отчего рычит Барбос?

Осы жалят его в нос:

Р Р Р Р Р (понижение интонации)

«Пчёлки».

Пчёлки-жужжалки,

Пчёлки-кусачки,

Я вам сейчас покажу:

Чтоб не кусались.

Чтоб не мешались,

Я вас сейчас накажу!

Ж Гав Ж Гав (повышение интонации от «ж» к «гав»)

Ж Гав Ж

Ж Гав Ж Гав

Ж Ж Гав

Также хорошим упражнением служит пение и подпевание знакомых песен, как со словами, так и напевание мелодии на удобный слог (ля-ля, там-парам и т. д.)

Публикации по теме:

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Автор публикации:
Консультация музыкального руководителя «Пение в развитии речи детей»
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 04:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация музыкального руководителя «Пение в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Величко Елена (УИ 2455599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД