Ильина Альбина
Консультация «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Руководство конструктивной деятельностью осуществляется :
• на занятиях по конструированию;
• самостоятельной конструктивно – модельной деятельности.
Публикация «Консультация „Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности“» размещена в разделах
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы :
наблюдение натурального объекта
показ и анализ образца
объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, пояснения, вопросы
постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера.
анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.
На каждом занятии педагог использует эти методы в различных сочетаниях.
Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии : конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, конструирование по условиям.
Использование того или иного метода обучения обусловливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.
1. Наблюдение натурального объекта.
В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о зако-номерной связи между формой предмета, его размерами (или раз-мерами его частей) и назначением в жизни. При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением.
В целенаправленных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения. Младшим детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций : мебель, домик для кукол, жилой дом, трамвай, горка.
2. Показ и анализ образца.
Выполнение педагогом всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.
3. Пояснения, вопросы педагога используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша). Постепенно дети узнают о большем количестве признаков. У однородных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются общие части: кабина, кузов, колеса и т. д. Но в зависимости от назначения транспорта форма и величина их разная. При обучении конструированию старших дошкольников педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.
4. Постановка перед детьми задач проблемного характера.
После накопления детьми определенных конструктивных умений педагог может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать. Для успешного решения этой задачи дети должны иметь обобщенные представления о мостах ( мосты бывают разные: пешеходные, автодорожные, железнодорожные и т. д., но все они имеют общие части, отличающиеся размером, формой и т. п.) и определенные навыки самостоятельной работы (уметь разобраться в условиях задачи, обдумать будущую постройку в соответствии с этими условиями, отобрать необходимый материал). Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.
5. Анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции.
Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции. При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.
Младший возраст- исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону, соответствие поставленным целям, характер работы, коллективизм и т. д.