Надежда Поспелова
Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Публикация «Консультация „Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников“» размещена в разделах
Традиционные занятия, построенные в логике учебной модели, заменяются занятиями в игровой форме, которые построены, как увлекательное дело с детьми, и в их процессе, педагог решает программные задачи. Роль педагога, становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Форма организации обучения - это способ, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, на основе этого все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.
Основной формой восприятия художественной литературы – является чтение. А также чтение является эффективной формой развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности и решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.
Мастерская – еще одна из форм организации продуктивной деятельности, что позволяет развивать двигательную - мелкую моторику, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность включает в себя – усвоение ребенком знаний, овладения определенными умениями и навыками. Дети должны уметь обобщать и систематизировать свои знаний и применять на своем опыте.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности педагог использует проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления, уметь применять разнообразные методы и приемы, формы работы с детьми, которые способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений). Разумное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей помогает выстроить модель обучения и воспитания по дорожной карте группы.
Педагог работая над разносторонним развитем ребенка опирается на систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации, грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности и умение осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Фронтальная форма – включает в себя работу педагога со всей группой детей, четкое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения, недостатком этой формы - трудности в индивидуализации обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития, при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе работы группы на какое - то, определенное время, как непосредственно образовательной деятельности, так и во время выполнения каких - то поручений, обязанностей и т. д.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.
Такая форма дает прекрасные результаты в работе с литературой; проработка упражнений; в экспериментальной деятельности – опыты, наблюдения; работа на компьютере.
При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольника, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения, через совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку).
Классификация методов является общепринятой в методике по используемым средствам : наглядность, слово или практическое действие.
Методы бывают :
Наглядные, словесные, практические (по источнику изложения учебного материала).
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Метод демонстрации включает различные приемы:
Один из самых распространенных приемов обучения является — показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.)
Показ образца — прием, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация и т. д.
На занятиях по развитию движений, музыкального развития, изодеятельности и др., используется показ способа действий, он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач: расширение представлений детей и развитие их речи; воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей. Детей увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.
Наблюдение — это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
Практические методы обучения, к этой группе в детском саду относятся: Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений имеют вид подражательного, конструктивного, творческого, игрового характера. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
Словестные методы оказывает большое воспитательное воздействие — они возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Живое общение взрослого и детей, характерны для речевых методов, Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Репродуктивные, объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации; придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ; игры-драматизации; сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны; юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее); игровые приемы; экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы)
Средствами обучения и воспитания являются важным компонентами образовательного процесса и элементоми учебно-материальной базы ДОО и оказывают большое влияние – на цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — созданные человеком обьекты, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения бывают естественные и искусственные; демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; реальные и виртуальные; двигательные (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); коммуникативной (дидактический материал); игровым материалом (игры, игрушки); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда).
Средства организации образовательной деятельности имеющиеся в саду по направлениям:
Физкультурно-оздоровительное направление – включает в себя помещение физкультурный зал с оборудованием - обручи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, фишки, конусы для разметки игрового поля, щит баскетбольный навесной с корзиной, мячи, мешочки с песком, детские тренажеры: беговая дорожка, штанга, вращающийся напольный диск, батут, «шведская стенка», велотренажер и т. д.
Спортивная площадка на территории ДОУ с оборудованием переносным, а так же гимнастическое бревно, две горки, шины для ходьбы.
В группах так же имеется спортивный инвентарь: мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, массажные коврики, мячи, музыка для релаксации, стаканчики для полоскания рта.
Познавательно-речевое направление. Это и методический кабинет, который оснащен дидактическими альбомами, пособиями, детской литературой, муляжами, методической литературой по темам, наборы картин и картинок серии «Окружающий мир»; ОБЖ, правилам дорожного движения, подборки игр и т. д.
В каждой группе в этом направлении ведется работа и пополняются дидактическими пособиями - это настольными играми, наборами геометрических фигур, предметными и сюжетными картинками, схемами, мнемотаблицами, конструкторами, игрушками и т. д.
Природные уголки: разнообразные растения; материал для опытнической деятельности. Календари наблюдения за природой. Дидактический материал для рассматривания: альбомы, открытки, календари, плакаты, значки, книжные уголки.
Коридор: Уголок «Безопасности движения», уголок «Бурятия – наша малая Родина», уголок «Советы врача», выставки детского творчества. Художественно-эстетическое направление.
Театрализованная деятельность - музыкальный зал : ширма, декорации, детские костюмы, взрослые костюмы, шапочки персонажей, куклы для кукольного театра и т. д. В группах организованны уголки театральной деятельности : куклы для кукольного театра: пальчиковые, игрушки и декорации для настольного театра, шапочки персонажей: из картона, ткани, поролона, эмблемы, фартучки и т. д.
Музыкальная деятельность - музыкальный зал : Пианино, магнитофон, музыкальные записи, магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, хрустальные колокольчики, игрушки самоделки, музыкальные пособия, портреты композиторов и другие пособия.
Группы: музыкальные инструменты, игрушки самоделки. Методический кабинет : музыкальные диски.
Изобразительная деятельность - методический кабинет : материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, изделия народных промыслов. группы: Уголки изобразительной деятельности, выставки детского творчества, материал для рассматривания: альбомы, открытки, игрушки народных промыслов. Коридоры: тематические выставки детского творчества.
Социально-личностное направление - группы: портфолио ребенка, дидактические игры, плакаты.