МААМ-картинки

Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»

Надежда Поспелова
Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Публикация «Консультация „Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников“» размещена в разделах

Традиционные занятия, построенные в логике учебной модели, заменяются занятиями в игровой форме, которые построены, как увлекательное дело с детьми, и в их процессе, педагог решает программные задачи. Роль педагога, становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Форма организации обучения - это способ, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, на основе этого все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.

Основной формой восприятия художественной литературы – является чтение. А также чтение является эффективной формой развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности и решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская – еще одна из форм организации продуктивной деятельности, что позволяет развивать двигательную - мелкую моторику, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность включает в себя – усвоение ребенком знаний, овладения определенными умениями и навыками. Дети должны уметь обобщать и систематизировать свои знаний и применять на своем опыте.

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности педагог использует проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления, уметь применять разнообразные методы и приемы, формы работы с детьми, которые способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений). Разумное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей помогает выстроить модель обучения и воспитания по дорожной карте группы.

Педагог работая над разносторонним развитем ребенка опирается на систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации, грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности и умение осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Фронтальная форма – включает в себя работу педагога со всей группой детей, четкое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения, недостатком этой формы - трудности в индивидуализации обучения.

Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития, при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе работы группы на какое - то, определенное время, как непосредственно образовательной деятельности, так и во время выполнения каких - то поручений, обязанностей и т. д.

Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.

Такая форма дает прекрасные результаты в работе с литературой; проработка упражнений; в экспериментальной деятельности – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.

Методы организации обучения в ДОУ.

Метод обучения – способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольника, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения, через совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку).

Классификация методов является общепринятой в методике по используемым средствам : наглядность, слово или практическое действие.

Методы бывают :

Наглядные, словесные, практические (по источнику изложения учебного материала).

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Метод демонстрации включает различные приемы:

Один из самых распространенных приемов обучения является — показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.)

Показ образца — прием, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация и т. д.

На занятиях по развитию движений, музыкального развития, изодеятельности и др., используется показ способа действий, он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач: расширение представлений детей и развитие их речи; воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей. Детей увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Наблюдение — это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Практические методы обучения, к этой группе в детском саду относятся: Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений имеют вид подражательного, конструктивного, творческого, игрового характера. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Словестные методы оказывает большое воспитательное воздействие — они возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Живое общение взрослого и детей, характерны для речевых методов, Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Репродуктивные, объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации; придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ; игры-драматизации; сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны; юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее); игровые приемы; экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы)

Средствами обучения и воспитания являются важным компонентами образовательного процесса и элементоми учебно-материальной базы ДОО и оказывают большое влияние – на цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — созданные человеком обьекты, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения бывают естественные и искусственные; демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; реальные и виртуальные; двигательные (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); коммуникативной (дидактический материал); игровым материалом (игры, игрушки); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда).

Средства организации образовательной деятельности имеющиеся в саду по направлениям:

Физкультурно-оздоровительное направление – включает в себя помещение физкультурный зал с оборудованием - обручи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, фишки, конусы для разметки игрового поля, щит баскетбольный навесной с корзиной, мячи, мешочки с песком, детские тренажеры: беговая дорожка, штанга, вращающийся напольный диск, батут, «шведская стенка», велотренажер и т. д.

Спортивная площадка на территории ДОУ с оборудованием переносным, а так же гимнастическое бревно, две горки, шины для ходьбы.

В группах так же имеется спортивный инвентарь: мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, массажные коврики, мячи, музыка для релаксации, стаканчики для полоскания рта.

Познавательно-речевое направление. Это и методический кабинет, который оснащен дидактическими альбомами, пособиями, детской литературой, муляжами, методической литературой по темам, наборы картин и картинок серии «Окружающий мир»; ОБЖ, правилам дорожного движения, подборки игр и т. д.

В каждой группе в этом направлении ведется работа и пополняются дидактическими пособиями - это настольными играми, наборами геометрических фигур, предметными и сюжетными картинками, схемами, мнемотаблицами, конструкторами, игрушками и т. д.

Природные уголки: разнообразные растения; материал для опытнической деятельности. Календари наблюдения за природой. Дидактический материал для рассматривания: альбомы, открытки, календари, плакаты, значки, книжные уголки.

Коридор: Уголок «Безопасности движения», уголок «Бурятия – наша малая Родина», уголок «Советы врача», выставки детского творчества. Художественно-эстетическое направление.

Театрализованная деятельность - музыкальный зал : ширма, декорации, детские костюмы, взрослые костюмы, шапочки персонажей, куклы для кукольного театра и т. д. В группах организованны уголки театральной деятельности : куклы для кукольного театра: пальчиковые, игрушки и декорации для настольного театра, шапочки персонажей: из картона, ткани, поролона, эмблемы, фартучки и т. д.

Музыкальная деятельность - музыкальный зал : Пианино, магнитофон, музыкальные записи, магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, хрустальные колокольчики, игрушки самоделки, музыкальные пособия, портреты композиторов и другие пособия.

Группы: музыкальные инструменты, игрушки самоделки. Методический кабинет : музыкальные диски.

Изобразительная деятельность - методический кабинет : материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, изделия народных промыслов. группы: Уголки изобразительной деятельности, выставки детского творчества, материал для рассматривания: альбомы, открытки, игрушки народных промыслов. Коридоры: тематические выставки детского творчества.

Социально-личностное направление - группы: портфолио ребенка, дидактические игры, плакаты.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 15:52
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Поспелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД