Юлия Зайцева
Консультация «Механизмы социализации ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, друзей, школу.
Публикация «Консультация „Механизмы социализации ребенка в семье“» размещена в разделах
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков:
1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними.
2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой сферы долга*, любви* и интереса*. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного положительного воспитательного влияния на детей. Гипертрофированное внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.
Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребителя.
Содержанием сферы долга является ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Сознание и чувство долга требуют от всех членов семьи проявления стремления лучше работать и учиться, активно действовать в общественной жизни, заботливо, сдержанно и бережно относиться друг к другу.
Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Если дети не знают своих обязанностей в семье и с детства не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание семейного благополучия.
Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует активно вводить уже в сферу долга. Ребенок, участвуя в разнообразных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних учебных заданий, проявляя заинтересованность в добросовестной бытовой работе.
Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни семьи черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает эгоизм, пренебрежение к другим людям, жестокость по отношению к животным.
Берегите и любите своих детей! Они самое важное,что есть в нашей жизни.