Елена Рожкова
Игра в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
1. Дидактические игры.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
С помощью дидактических игр мы осуществляем сенсорное воспитание детей, развиваем познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Используем игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
Публикация «Игра в жизни дошкольника» размещена в разделах
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
2. Сюжетно-ролевая игра.
Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Наша задача при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.
Чтобы правильно построить игру с ребенком, осуществляем подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.
Формируем ролевое поведение детей в разных ролях, которые хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли».
Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.
I вариант
1) взрослый берет на себя основную роль;
2) предлагает ребенку дополнительную роль.
II вариант
Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.
III вариант
Воспитатель берет на себя основную роль – доктор коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.
В тоже время в самостоятельной деятельности детей появляются «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты).
3. Театрализованная игра.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.
В своей работе во второй младшей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:
1) театр картинок, представлен плоскостными изображениями:
• фланелеграф;
• картинки на картоне, представлены картонными декорациями, которые с помощью подставок передвигаются по столу;
2) театр игрушек с использованием обычных детских кукол и игрушек;
3) театр петрушек, где кукловод одевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее.
Используем следующую литературу: «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова, «Игра дошкольника» Н. А. Реуцкая
Во II младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр во II младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности.
4. Подвижная игра.
Подвижные игры - одна из важных составляющих физического воспитания ребенка. Успешное физическое развитие будет выполняться при условии, если игры и развлечения подобраны соответственно возрасту малыша и несут посильную для него нагрузку.
Роль подвижных игр в воспитании и развитии детей 3-х летнего возраста:
1. Развитие физических показателей: ловкости, выносливости, силы, скорости реагирования, координации движений.
2. Развитие интеллекта: расширение кругозора, логического мышления, памяти.
3. Социальное развитие: воспитание таких моральных качеств, как дружелюбие, взаимовыручка, сочувствие, уступчивость.
Организовывая развлечение детей 3-4 лет, отдаем предпочтение играм сюжетно-ролевого характера, где прослеживается развитие сюжета, распределяются роли, используются атрибуты (маски, элементы костюмов). Также малыши этого возраста с удовольствием играют в простейшие игры без сюжета типа "догонялки". Не рекомендовано привлекать младших дошкольников к участию в спортивных играх (футбол, волейбол, выбивной) и соревнованиях, малыши еще не готовы к таким развлечениям ни физически, ни психологически.