Стельмах Оксана
Консультация «Математика и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – это наука о пространственных формах и количественных отношениях. Это не только изучение чисел и действий с их помощью. Это способ описать мир математическими символами. Это фундаментальная наука, предоставляющая свой язык другим наукам и способствующая нахождению общих законов природы. Уже в детском саду, делая только первые шаги в познании окружающего мира, ребенок сталкивается с математикой и не расстается с ней никогда. Математика в какой-то мере присутствует во всех процессах, во всех занятиях в ДОУ. Я работаю музыкальным руководителем и могу сказать, что математики очень много на музыкальных занятиях. Мы встаем в круг, и в пары, и в тройки. Определяем количество частей или куплетов в произведении. Выделяем долгие и короткие звуки, их количество и последовательность и т. д. Музыка, как и математика, оперирует символами. Привожу слова профессора СПБГУ Т, Черниговской из ее лекции «Как научить мозг учиться» : «Слушайте музыку и приучайте к этому детей. Мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети».
Публикация «Консультация „Математика и музыка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
В начале девяностых много говорили об эффекте Моцарта. В результате опытов было установлено, что одни и те же участки мозга активируются как при прослушивании произведений Моцарта, так и при пространственно-временной ориентации. Исследования также показали, что дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, лучше решали задачи, требующие знаний математики. Это связано с большим количеством пересечений между музыкальными и математическими навыками ( например: ритмический рисунок в музыке и «часть-целое» в математике и т. д.)
Обучение математике – не простое занятие. Педагоги постоянно ищут новые пути. Кто – то предлагает использовать для этого повседневную жизнь и различные виды деятельности детей, (т. е. попутно, связывая со специально проводимыми играми, обучающими счету. Кто – то предлагает осуществлять обучение математике на занятиях и закреплять затем в разных видах деятельности. Мне больше нравится второй путь. Здесь будет система и она принесет лучший результат. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм сделает процесс обучения интересным. Музыка и театрализованная деятельность будут весьма кстати. Готовясь к консультации, я натолкнулась на большое количество публикаций по данной теме, поэтому несколько слов о материале. Его сейчас огромное количество. Молодому воспитателю хочется все попробовать. Снова привожу мнение профессора СПБГУ Т, Черниговской, о том что все, что вы слышали, видели будет в вашем мозгу всегда, даже если вы об этом и не помните. Стоит ли тогда перегружать, захламлять его? Нужно отбирать достойный материал, который одновременно решает много задач, в том числе нравственных, патриотических, эстетических, регионального компонента и т. д. и т. д. Одна потешка порой и считать научит и нравственность не испортит. Поскольку я работаю музыкальным руководителем, то непосредственно математике не обучаю, но использую знания детей по математике на музыкальных занятиях и в занятиях театрализованной деятельностью, так как веду кружок. На занятиях в кружке мы выполняем различные упражнения на воспроизведение отдельных черт характера, на выразительность движений, развитие памяти, внимания, дикции. Их можно использовать и для закрепления математических знаний. Воспитатели же включают театрализацию в занятия математикой. Включение в занятия по формированию элементарных математических представлений элементов театра вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему.
Бежала лесочком лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки.
Грибочки – груздочки для сына и дочки.
Решаем задачи:
1. упражняем в выразительности жестов
2. упражняем в счете
3. делим грибы для сына и дочки
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою.
Третий скажет - молочком,
А четвертый – пирожком.
Решаем задачи:
1. Упражняем в воспроизведении отдельных черт характера
2. Порядковый счет
У неряхи – растеряхи все не этак и не так.
И рубашка нараспашку
И без пуговиц пиджак
Решаем задачи:
1. Упражняем в воспроизведении отдельных черт характера
2. Количественный счет (нужна картинка)
(М. Карим)
«КТО КАК СЧИТАЕТ»
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорё к: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорёк
Хорё к: А я могу до четырёх!
Жук: Я - до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я - до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко жука
И даже паука - считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ребенок: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь,
То задашь. Одной ногой умножит, сложит,
Всё в мире сосчитать он сможет!
Решаем задачи:
1. Упражняем в воспроизведении отдельных черт характера и эмоций.
2. Развиваем диалогическую речь
3. Упражняем в счете
4. Создаем хорошее настроение
Хороши для использования все народные сказки («Репка», «Колобок», «Теремок», «Смоляной бычок»). Их можно сыграть как хороводные игры, и при этом и героев посчитать, и на группы поделиться, и порядковый счет повторить, устанавливая очередность. В Курочке Рябе яичко может разбиться не только на части, но и на геометрические фигуры.
На занятиях театрализованной деятельность используем много упражнений на развитие памяти и внимания. Например, упражнение «Нагрузи машину». Нужно вспомнить и нагрузить ее, как было у воспитателя. Можно грузить чем угодно, можно геометрическими фигурами, можно по цвету, в зависимости от того, какую задачу дополнительно хотите решить. Или игра на внимание «Какой игрушки не стало» :
Вот игрушки перед нами,
Начинаем мы играть.
Я одну игрушку спрячу,
Постарайтесь угадать.
А можно использовать не игрушки, а геометрические фигуры или цифры.
В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память, активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание и быстрее решают те или иные задачи, в том числе и математические. А самое главное – это возможность соединить абстрактное с образом.
И здесь будут очень эффективны математические сказки. Героями таких сказок могут быть цифры, геометрические фигуры. Могут быть и обычные сказочные персонажи, но действующие в рамках математических представлений. Например: В сказке «Гуси лебеди» печка, яблоня, речка могут дать математические задания. Для решения задачи ребенку нужно будет войти в образ, рассуждать, мыслить логически. Математические истории можно придумать самому, но можно использовать и готовые, например серию математических сказок «Путешествие в Цифроград» Т. А. Шорыгиной. Есть и другие авторы. Математические сказки разнообразят занятия. Лично я использую этот материал при подготовке праздников «День знаний» и «Выпускной». Математические сказки можно разыграть как в лицах, так в кукольном и теневом театрах. При использовании математических сказок процесс обучения скрыт. Дети учатся, запоминают, познают, не замечая этого. И все это происходит на глубоком понимании и сознательном активном усвоении материала. Добавьте сюда музыку, которая по словам Г. Лейбница, «вычисляет сама того не подозревая», и вы заметите, насколько повысится уровень математических знаний у детей.
Таким образом музыка и театрализованная деятельность, являясь эффективными средствами обучения детей математике, сами не могут обойтись без нее. Связь математика – музыка – театр делают занятия не только интересными, но и облегчают процессы усвоения и улучшения как