ЕЛЕНА ВЕРЕЩАГИНА
Мастер-класс для педагогов «Гимнастика маленьких волшебников»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 195»
Консультация – «мастер-класс»
для педагогов
«Гимнастика маленьких волшебников».
Подготовила:
Верещагина Е. В. инструктор
по физической культуре
г. Оренбург. 2015г
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Гимнастика маленьких волшебников“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
По мнению философа Ж. Ж. Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным. Сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Все родители и мы с вами мечтаем видеть и вырастить своих и чужих детей здоровыми и счастливыми. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Общаясь друг с другом, слушая телевидение, читая корреспонденцию, мы встречаем много высказываний о здоровье. Я хочу вам некоторые из них озвучить
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны создавать и воспитывать с самого раннего детства.
И для этого есть разные пути и возможности и о них мы поговорим чуть попозже.
Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай, что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные упражнения гимнастики маленьких волшебников.
Игровой самомассаж, гимнастика на стульях прекрасно развивают все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика на стульях, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта.
Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А. А. Бирюков, В. И. Васечкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, И. К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».
Прочитав эти высказывания мы приходим к единому выводу. что массаж помогает укрепить организм ребенка и содействует общему развитию, помогает предотвратить заболевания.
А чем массаж отличается от самомассажа? Конечно массаж делается с помощью взрослого или другого человека. А самомассаж можно сделать самому.
Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока, это массаж, выполняемый самим ребенком. Мы с вами (родителями) поможем детям научиться выполнять поглаживающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от переферии к центру.
Различают несколько видов самомассажа.
1. Самомассаж лица,ушных раковин, шеи, спины, грудной клетки
2. Самомассаж кистей и пальцев рук
Итак подходим непосредственно к самой теме нашей консультации.
Что же такое гимнастика маленьких волшебников?
- это самомассаж в игре.
Игровой самомассаж обладает не только лечебным действием,
проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.
Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулируют рост и развитие мышечной массы, способствуют поддержанию оптимального тонуса, являются своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
Важно знать что основной целью проведения этих игровых упражнений является :
- улучшение осанки, профилактика простудных заболеваний.
дети готовятся к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким к своему организму.
Все упражнения игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста, количества детей, настроения на данный момент.
Давайте посмотрим как дети выполняют самомассаж. Вы некоторые упражнения можете записать.
Его можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Используется многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Длительность для дошкольника 5-10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз.
Практическая часть.
Массаж головы способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки» : сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
Комплекс упражнений «Гимнастика на стуле»
И. п. сидя на стуле
1. Руки за голову, локти в сторону, наклоны вправо влево.
2. Руки за голову, локти в сторону, повороты вправо, влево.
3. Руки за голову, локти в сторону, круг вправо, влево.
4. Руки за голову, локти в сторону, подтянуть локти вниз округлить спину, затем выпрямить спину и подтянуть локти назад.
5. Положить правую руку на левое бедро, левую руку вытянуть за голову.
6. Положить левую руку на правое бедро, правую руку вытянуть за голову.
7. Правый локоть прижать к левому бедру, левую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.
8. Левый локоть прижать к правому бедру, правую руку вытянуть вверх, посмотреть на ладонь.
Самомассаж «Наши спинки»
способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
В колоночку в круг встали,
Движения соответствуют тексту
Ладошками по спинке застучали.
Выполнять в течение 40 - 50 секунд
Хлопаем по лопаточкам,
хлопки
Спинка радуется.
Нарисовать пальцами рук улыбку
Дети спинку подставляют,
постукивание,
Со спинками играют,
поглаживание
Здоровья спинкам добавляют.
«Массаж дружба»
Дети выполняют упражнения, стоя друг за другом.
Мы немножко отдохнем и массаж спины начнем.
Встанем ровно как осинки
И у нас прямые спинки
Мы по спинке пробежим
Пальчиками постучим.
А потом ее погладим.
Плечи дружно мы расправим.
И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.
Дыхательная гимнастика :
Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Подпрыгни и подуй
На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.
Бульканье
- Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка)
- Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
Звуковая гимнастика :
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо-леваний верхних дыхательных путей.
1 Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
2. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть,
Слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.
В процессе выполнения упражнений дети полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, которые дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к нам в семью, делая нас — взрослых добрее, мягче и светлее.
И в конце своего выступления я хотела дать несколько полезных советов для вас можете записать для себя.
Советы для взрослых
«Помощь при повышенном давлении»
1. Наложить больному на позвоночник от верхнего отдела вниз 8 пальцев обеих рук и по часовой стрелке, в течение 20—30 секунд, производить вращательные движения на точки позвоночника. То же сделать против часовой стрелки.
2. С усилием растянуть воротниковую зону от шеи к плечам и спине.
3. Ребром ладони растереть спину сверху вниз (пилящие движения слева направо).
4. Вставить указательные пальцы в ушные раковины и произвести 15 вра-щательных движений в ушах.
5. Подышать одну минуту брюшным дыханием.
«Как восстановить пониженное давление».
Лечь животом на стул, опустив голову вниз и, уперев ее устойчиво между кистей рук, побыть в этом положении одну минуту. Ноги свободно висят. Или одну минуту полежать в позе «рыбы».
«Неожиданная головная боль»
1. Растереть ушные раковины и за ушами, сделать массаж головы, погла-дить усиленно воротниковую зону.
2. Приложить правую руку к солнечному сплетению, а левую — на боль-ное место. Расслабиться и посидеть 15—20 минут с закрытыми глазами.
3. Сконцентрировать внимание на переносице, глубокий вдох (мысленно направляется струя воздуха в корень носа, задержка дыхания 30—60 секунд, медленный выдох в больное место (виски, окружения глазных впадин, затылок).
«Упражнения для глаз»
1. Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
3. Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.
5. Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Те-перь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.
«Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»
1. И. П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.
2. И. П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
3. И. П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И. П. Повторить 5—6 раз.
4. И. П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секун-ды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
5. И. П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опу-стить, выдох. Повторить 4—5 раз.
«Укрепление мышц рук»
Вытянуть руки вперед и сделать вращательные движения с напряжением. Затем свободно уронить руки, отдохнуть. Имитация подъема тяжестей, невидимой силы, расслабление.
«Отдых позвоночника»
1. Повороты на стуле (упражнения на осанку).
2. Сидя в позе «кучера», расслабиться, глубокий вдох, задержка дыхания 20—30 секунд, выдох направить в разные участки тела (болевые).
«Упражнения для ног»
1. С напряжением подняться на носки (на 6—8 секунд, затем расслабиться
и опуститься на пятки.
2. Положить стопу левой ноги на колено правой ноги. Над согнутой ногой проделать пассовые движения 8—10 раз, затем поглаживающими движе-ниями растереть ногу. Провести ладонями по ноге снизу вверх, как бы надевая «чулки», затем сверху вниз и сбросить с ноги энергию, скон-центрированную в руках. То же сделать правой ногой.
«Релаксационные упражнения для мимики лица»
Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться, расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
3. Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется
подремать).
4. Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — рас-слабление.
5. Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
6. Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.
8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.
Будьте здоровы!