Ольга Никифорова
Консультация «Логопедическая ритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. Основными особенностями психоречевого развития детей с ТНР являются несформированность или нарушение речевых компонентов, недостаточная сформированность общей, мелкой, артикуляционной моторики, незрелость психических процессов, наличие сопутствующих невротических проявлений, проявление синдрома двигательных расстройств, снижение умственной работоспособности, повышение психической истощаемости, наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости. У детей наблюдается низкий уровень активного словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонетических процессов, нарушение звукопроизношения, снижение уровня внимания, памяти, логического мышления. Следовательно, нарушение речевой деятельности у детей с ТНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционных задач.
Публикация «Консультация „Логопедическая ритмика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Вовремя оказанная помощь – одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Дети с ТНР могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения.
Одним из эффективных методов в коррекционной работе с детьми является логопедическая ритмика или – логоритмика. Это – коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова [2]. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, составляющие контингент группы компенсирующей направленности, представляют собой сложную и разнородную группу, как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств, методов коррекционной работы способствуют более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей – логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой : под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Рассмотрим первый компонент логопедической ритмики. Это - развитие неречевых процессов. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Второй компонент логопедической ритмики - это - регуляция мышечного тонуса. У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Третий компонент логопедической ритмики – это развитие внимания и памяти. У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается несформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Четвертый компонент логопедической ритмики - это развитие чувства музыкального размера. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал. Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Пятый компонент логопедической ритмики – это развитие чувства музыкального темпа. Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый. Развитие чувства музыкального ритма. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихотворения, так как не воспринимают музыкального ритма.
стихотворения, не улавливают его рифмы. Также у дошкольников с ТНР возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Шестой компонент логопедической ритмики - это игра на музыкальных инструментах. На логопедической ритмике используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается речевое дыхание.
Седьмой компонент логопедической ритмики - это пальчиковые и подвижные игры. Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку. Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Восьмой компонент логопедической ритмики – это слушание музыки. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях развивают художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда.
Девятый компонент логопедической ритмики - это развитие речи, коррекция речевых нарушений, развитие голоса. Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого, а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека. Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо. Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый. Задачей педагога является следующее: развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, приучать говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Десятый компонент – это темп речи, пение. Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков. Интонационная выразительность речи. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, и логическое ударение. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Одиннадцатый компонент - это речь с движением и коррекция нарушений звукопроизношения. Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Артикуляционные упражнения на логопедической ритмике выполняются под музыку или под счет.