Людмила Шапошник
Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.
Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат)- различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
Публикация «Консультация логопеда для родителей „Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребенка в процессе произнесения определенных звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности (разделения) движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики :
1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.
2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции.
Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная
гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.
5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.
6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.
7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык- «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того,сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.
8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы :
• выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
• упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
• вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
• комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
• проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
• удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
• следить за качеством выполнения упражнений;
• желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
• не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Список литературы:
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48
2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с. 27, 102,120.
3. Логопедия. /Под ред. Л. С. Волковой. – М. ,1989, с. 81.
4. Новоторцева Н. В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998