Виктория
Консультация ля педагогов. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация ля педагогов. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и при роде. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Начать нужно с создания условий для ознакомления воспитанников с основами безопасного поведения в быту, социуме и природе. Оборудовать предметно-пространственную среду. В группе организовать уголок «Правила безопасного поведения на дороге», где разместить макет дороги со светофором и дорожными знаками, а также обучающие карточки «Дорожная азбука». Там же разместить плакат «Ин формационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса». Для ознакомления воспитанников с правилами дорожной безопасности использовать : альбомы, дидактические игры, книги, макеты с улицей и дорожными знаками, светофор, различные виды театра. Воспитанникам нравится играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Мы водители». По правилам безопасности на дороге проводится работа не только с воспитанниками, но и с их родителями. Можно оформить стенды : «Безопасность вашего ребенка», «Ребенок и дорога», «Я с дорогою дружу». Предложите для закрепления знаний по безопасности экскурсии и целевые прогулки совместно с родителями в выходные дни по родному городу. Для безопасности воспитанников в вечернее время родители могут наклеить смайлики детям на одежду. Безопасное поведение в быту. Методы и формы организации работы. Беседы с рассматриванием иллюстраций: «Пожарные», «Осторожно, спички!», «Огонь – наш друг», «Как люди овладели огнём», «Как избежать пожара», «Почему окно может быть опасно?», «Таблетки – это не конфетки», «Скорая помощь», «Как вызвать полицию?», «Как подружиться с электричеством?». Составление творческих рассказов: «Опасные и безопасные предметы», «Пожароопасные предметы», «Наши помощники и враги дома». Отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок. Моделирование ситуаций дает воспитаннику практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Игры-тренинги, «Пожарная тревога», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, поли цию?». Переделывание сказки так, чтобы воспитанники могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации. Использование игровых приемов. Они повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению игр типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди». Чтение художественной литературы. Она способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний. «Помощь идет», «Что я видел»; «Пожар»; «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «С огнем не шутят» и др. Взаимодействие с родителями. В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитываем прин цип единства требований. Стараемся добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. В рамках работы с родителями проводятся консультации : «Шалость детей с огнем», «Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение», «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить». Оформляется папка-передвижка для родителей «Безопасность вашего ребенка». Безопасное поведение в обществе. Важно научить воспитанника свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться. Наша задача – развить у воспитанников способность вступать в общение со знакомыми взрослыми, избира тельность, умение чувствовать настроение близких людей; научить регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; наличие представлений о себе и своих возможностях. Методы и формы организации работы. Рассматриваем с детьми иллюстрации, книги о безопасном поведении в обще стве: «Чужой за дверью», «Чужой предлагает угощение», «Чужой предлагает пока таться на машине», «Чужой предлагает посмотреть на котёнка или щенка в укром ном месте». Игры: «Спасибо, не хочу!», «Скажи «нет»!», «Можно-нельзя», «Хорошо - плохо», «Узнай настроение человека по выражению его лица, позе, походке, голосу». Читаем воспитанникам стихи, рассказы о правилах поведения детей в общении с не знакомыми людьми: Г. Х. Андерсен «Снежная королева»; А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»; С. Аксаков «Аленький цветочек»; А. Толстой «Золотой ключик»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка». Рассказываем воспитанникам о правилах поведения в ситуациях: «Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек», «Осторожно: незнакомец!», «Внимание – за тобой следит, наблюдает чужой человек. «Осторожно: незнакомые места!». Обсуждаем «Кому из взрослых можно доверять?», «Где можно и где нельзя играть?», «Как избежать пожара в новогодние праздники?». Обыгрываются ситуации по вызову служб спасения, ролевому диалогу по телефону, ориентированию по схемам «Мой двор», «Участок детского сада», «Улицы города»; способы оказания помощи, звонок маме, обратись за помощью. Опасности на природе. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая при рода», «Верно-не верно», «Что будет, если …». Игровые ситуации, например, «Рас скажи Буратино, как вести себя в лесу». Использование схем «Что можно и что нельзя делать в природе». Использование демонстрационных картин из серии «Пра вила безопасности для детей». Рассматривание альбомов: «Правила поведения в при роде», «Природа родного края». Рассматриваем плакаты: «Запрещающие правила поведения в природе». Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здрав ствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского. Проводим беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле». Чтение стихотворений: Е. Карасев «На земле исчезают цветы», Н. Рыжова «Если вы в лес пришли гулять», Я. Аким «Есть одна планета – сад», Е. Благинина «Одуванчик», И. Белоусов «В лесу», Н. Красильникова «Гость в лесу», «Лес не только для нашей забавы». Можно предложить детям картинки для раскрашивания: «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». Поиграть в подвижные игры: «Зайцы в лесу», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», экологические игры «Необычное путешествие».