Оксана Романова
Программа «Тропинка в экологию»
▼ Скачать + Заказать документы
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»
Программа экологической направленности
«Тропинка в экологию»
Разработчик:
Романова Оксана Владимировна
Дудинка, 2015
1. Структура программы
Публикация «Программа „Тропинка в экологию“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Содержание программы рассчитано на детей дошкольного возраста от трёх до шести лет, которая включает в себя блоки, проекты, помогающие детям и их родителям более подробно изучить темы экологической направленности. Программа также включает занимательный материал о растениях и животных, проблемно-поисковую деятельность, проектную деятельность, формирует практические природоохранительные умения.
2. Пояснительная записка.
2.1. Актуальность.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Малыша интересует все, поэтому используя все доступные ему средства - взять в руки, попробовать - он стремиться к познанию мира. Познание - сложный процесс. Он включает в себя не только получение, переработку и усвоение определенного объема информации. Параллельно с этим процессом закладывается, вырабатывается определенное отношение к содержанию приобретенных знаний и представлений.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Исследовательская совместная деятельность интегрирует рассказы педагога, наблюдения за его действиями, активность детей, рисование, игры, слушание сказок, это всё вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, что обеспечивает развивающий эффект.
2.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование и развитие познавательного интереса к миру природы через осознанно - правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Возраст: 3-4 года
Цель: создание условий на развитие познавательного интереса к миру природы через различные виды деятельности.
Задачи:
- формировать способность понимать и любить окружающий мир и природу; - развивать умения создавать альбомы, творческие работы о природе, взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать любовь и интерес к природе,
Возраст: 4-5 года
Цель: формирование целостных представлений дошкольников о системе живой и неживой природы, их взаимосвязи.
Задачи:
- формировать представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях, навыки наблюдения и экспериментирования;
- развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Возраст детей: 5 -6 лет
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи:
- закреплять представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
- формировать навыки наблюдения, обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения;
-развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
-воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.
2.3. Возраст детей, режим организации.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Возраст детей: 3 - 6 лет
2.4. Срок реализации.
Программа рассчитана на три учебных года.
2.5. Формы, содержание образовательной деятельности
Формы работы кружка:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Экскурсии в природу
3. Практическая работа
4. Опытно-исследовательская работа
5. Полочка умных книг.
6. Развлечения
7. Театрализованная деятельность
8. Взрослые и детские проекты.
9. Посещение природного уголка в ДЮЦТК «Юность», «уроки в музее», библиотечный час.
Основные блоки 3-4 лет:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
Основные блоки 4-5 лет:
1. Превращения.
2. Экспериментирование с предметами.
3. Маленькие помощники.
Основные блоки 5-6 лет:
1. Чудесные превращения
2. Проект «Кто живёт в яйце?»
3. Путешествие по экологической тропе
4. Проект «Кто как передвигается?»
5. Огород на окошке
6. Проект «Коллекционирование»
7. Космос, глобус
8. Гиганты прошлого
9. Заключительное занятие
2. 6 Ожидаемый результат:
- вовлечение родителей и детей в эколого – образовательный процесс путём проектной деятельности, консультаций, анкет;
- обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы;
- организация выставок из природного, бросового материала;
- организация театрализованной деятельности;
- создание коллекций, альбомов, «огорода на окне», мини – музея;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру.
Результаты полученных знаний детьми проверяются в начале года и на итоговом занятии путём вопросов экологической направленности :
Задаёт вопросы поискового характера Применяет обследовательские действия (погладить, смять, намочить, разрезать, насыпать) Активно участвует в познавательно – исследовательской деятельности Умеет наблюдать за объектами живой и неживой природы
Выделяет характерные признаки объектов живой и неживой природы Устанавливает сходство и различие объектов живой и неживой природы Определяет материалы, из которых изготовлены предметы Умеет различать сезоны и определять словом их характерные признаки Имеет представления о растении, их потребностях в жизни Имеет представления о животных, группировка, приспособление к жизни Имеют знания об отношениях живых организмов с помощью «экологических пирамид»
3. Тематический план занятий расписан по месяцам.
4. Методическое обеспечение программы.
Методы и приемы обучения:
Методы Приемы
1. Наглядный - экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр
2. Игровой - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический, исследовательский - опыты
- труд в природе
- экскурсии
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
4. Словесный - беседа с элементами диалога
- обобщающие рассказы воспитателя
- художественное слово
Материал:
Вид Тематика
1. Картины, альбомы - времена года
- сезонные изменения в природе
- живая природа
- растения тундры (гербарий)
- лекарственные травы
2. Плакаты - ягоды
- дневник наблюдений
- дикие животные
- карта живой и неживой природы
- календарь природы
3. Дидактический материал к играм - муляжи овощей и фруктов
- комнатные растения
- шишки
-макет «Животные леса»
- набор перьев
4. Дидактический материал для проведения опытов - природный материал, лупа, вода, цветные карандаши, бумага, вата, колбы, мензурки, краситель, стакан, свеча и другие
5. Технические средства - аудиокассета "Времена года"
- видеофильмы, «Энциклопедии»
- телевизор
- магнитофон
5. Список используемой литературы.
Программа «Тропинка в экологию» разработана на основе методических пособий по познавательному развитию дошкольников:
1. Борзова Е. Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.
2. Богусловская З. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Просвещение,2012.-160 с.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвешение,2012.-80 с.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология», 2008
7. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? – М., Знание, 1994. – 160с.
8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детсада. - М. : Просвещение, 1981.-80с., ил.
9. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
10. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
11. Журнал «Старший воспитатель» №10, октябрь, 2008г, с12
12. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
13. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб. : «Детство-Пресс», 2000. – 240 с.
14. Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников - М. : Амрита – Русь, 2008
15. Масленникова О. М., Филиппенко,А. А. Экологические проекты в детском саду. / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель,2009.– 232с.
16. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-128с.
17. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
18. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С. 15.
19. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
20. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003.-100с.
21. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М. : Новая школа, 1996.- 48с.
22. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.
23. Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С. 15.
24. Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000
25. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозайка-синтез, 2014г.
26. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).
27. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музей в детском саду.
28. Смирнова В. В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
29. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте учебное пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2008
30. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М. : Просвещение 2013.-25
31. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008 – 286 с.
32. Шорыгина Т. А. 500 загадок, считалок для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 96с. (500).
33. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
34. Интернет-ресурсы: https://festival.1september.ru