Мирошниченко Екатерина
Консультация для воспитателей «Организация работы по воспитанию у детей сознательного отношения к своему здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели ухудшения. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3 -7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Темочки
Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое и психическое здоровье человека – непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшаются здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из – под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
По данной проблеме есть два взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречия, решение которых очень важно для нравственного становления (развития) личности ребенка – дошкольника:
1. Отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей.
2. Соотношение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.
Если я буду воспитывать только ценностное отношение к своей жизни, своему здоровью, своему организму (отношение к себе как ценности, то может произойти так, что эта доминанта станет такой сильной и привлекательной для ребенка, что в дальнейшем уже будет трудно его переориентировать. Это может привести к развитию эгоистической направленности и негативным образом повлиять на жизненную активность личности.
Т. И. Осокина указывает, что в старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к физическим упражнениям. Воспитатель должен пояснять назначение физических упражнений, раскрывать их роль в физическом развитии, приобретении силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки, то есть развивать осознанное желание заниматься физической культурой.
Выделяют основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью» :
Научность – предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо – физиологическом строении организма человека.
Реалистичность и доступность – предлагаемый оббьем представлений адантирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности.
Ценностное отношение к жизни и здоровью – весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье – это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни – необходимое условие человеческого существования.
Деловитость и занимательность – предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
Личностно ориентированная направленность – основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм.
Развивающее обучение – развивать личность творца собственной жизни. Исследовательское познание – постановка ребенка в активную позицию исследователя.
У большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствуют действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значения и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонние. Они недооценивают всей важности внутренних органов и не представляют себе всего многообразия их функций. Особенной целью проекта является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Сформировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
3. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
4. Сформировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
5. Воспитать любовь к себе, своему телу.
6. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
7. Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.