Светлана Шахмина
Особенности проведения занятий по ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проведения занятий по ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тема: «Особенности проведения занятий по ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР».
Консультация к тематическому педсовету
Составила: воспитатель 1 категории
Шахмина С. А.
Дети, конечно, не делаются художниками от
того, что в течение дошкольного детства им
удалось создать несколько действительно
художественных образов. Но в развитии их
личности это оставляет глубокий след, так
Публикация «Особенности проведения занятий по ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Н. П. Сакулина.
Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.
В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты коррекционной группы планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой и конструированием.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Такая деятельность важна для совершенствования психический функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).
Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Дети с огромным интересом занимаются изодеятельностью. Они радуются результату своей работы: рисованию, лепке, аппликации. Свой рисунок или поделку они могут подарить маме, близким друзьям, а также использовать их в игре.
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться.
Важными моментами при подготовке к занятию являются:
• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»)
• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное)
• Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров). Рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
• Выбор изобразительных материалов (акварельные краски, гуашь, фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице т. д.). Прорезных силуэтов (птички, цветочки, зайчики и т. д.)
• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т. д.).
Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные краски). Можно использовать выполненные ранее детские работы на других занятиях. Например, на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру.
Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях по изодеятельности используют разнообразные приемы и методы:
• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.
• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
• Игры и танцы на занятии.
• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).
Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать раскрасить все изображения.
В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).
Темы для свободного рисования, лепки аппликации могут быть самые разные:
«Что умею рисовать?»
«Веселое рисование».
«Картинки из мозаики».
«Лепим продукты для магазина».
«Мой любимый праздник».
«Укрась что хочешь» (салфетка, платье, юбка, коврик, шарфик).
«Кто летает» (рисование, лепка).
«Нарисуй любимую сказку».
Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу.
Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию мелкой моторики руки. Творческих способностей, эстетического восприятия.