Юлия Медведева
Консультация «Я-концепция личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст, по Леонтьеву - это период первичного фактического формирования личности ребенка. Важную роль играет ведущая игровая деятельность, которая имеет коллективный характер. В игре ребенок формирует модель поведения, «самость», самооценку, собирает в единое целое Я концепцию.
В современной психологии, не взирая на широкий интерес к проблеме Я-концепции, все еще недостаточно исследований, направленных на изучение условий формирования и интеграции особенностей становления и характеристик компонентов позитивной Я-концепции. В большинстве случаев ученые описывают отдельные критерии Я-концепции вообще и положительной частности. Недостаточно изучены особенности развития позитивной Я-концепция у детей и подростков, а также ее динамика в ходе профессионализации.
Публикация «Консультация „Я-концепция личности“» размещена в разделах
Глобализация исследований формирования позитивной Я-концепции и ее особенностей ставит перед исследователями ряд вопросов: в какие возрастные периоды активно происходит процесс развития позитивной Я-концепции; какие факторы становятся определяющими для формирования положительной Я-концепции в разные возрастные периоды; какова роль референтной группы в становлении позитивной Я-концепции личности; каковы критерии положительной Я-концепции. Не раскрыты в научной литературе в достаточной степени также условия формирования позитивной Я-концепции и закономерности развития этого сложного динамического личностного психологического образования.
1. Гипотеза Р. Бернса о роли имени в развитии Я-концепции
Традиционно «Я-концепция» (self-concept) определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, что включает в себя:
а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияния на собственную личность внешних факторов.
Я - концепция – представления ребенка о себе; познания и оценка самого себя через отдельные образы в различных ситуациях, идентификация себя среди социума.
Выделяют следующие аспекты «Я-концепции»: - основная «Я-концепция», общие представления ребенка про свою личность;
- временное «Я», которое зависит от настроения, ситуации, переживаний;
- социальное «Я» - представления личности про мысли других людей;
- идеальное «Я». «Я» может быть реалистичным, завышенным, заниженным.
Я-концепция в возрасте 4-6 лет еще слабо структурирована и обладает в этот период пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.
Главный позитивный результат развития ребенка является достижение чувства независимости. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Энергичной и настойчивой становится когнитивная деятельность ребенка, главной движущей слой которой является любознательность.
Ребенок бурно реагирует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения. Реакция ребенка на свое имя является показателем особенностей развития Я-концепции.
Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.
Р. Бернс выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других.
Главным в создании «Я» как социального объекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование. Ассоциируя себя с именем в следствии межличностного вербального и невербального общения со сверстниками и взрослыми ребенок проходит стадию самоосознавания и формируется аспект «Я и мое имя».
2. Условие для успешного развития Я-концепции
Ответственность родителей и педагогов заключается в том, чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка», т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так, обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность.
С. Крайг предполагал, что представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу, либо произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.
Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка является, как подчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Основными новообразованиями становятся проявления эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка.
Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. С самого раннего детства (младенчество) ребенок идентифицирует себя с собственным именем. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации.
Заключение
Каждый человек имеет относительно устойчивую Я - концепцию. Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожи на него, особенно если он видит себя созданием «средним», но никогда не существовало никого такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем. Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» относятся к некоторым закономерностям в человеческом поведении.
Когда формируется Я-концепция, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция имеет также временные характеристики.
Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.
Ответственность родителей и педагогов заключается в том, чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка», т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так, обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность.
Список литературы
1. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс // Развитие Я-концепции и воспитание. – М. : Прогресс, 2014. – 422 с.
2. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 133 – 219.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4. Шрейдер Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии, № 7. – 2015. - с. 32-41