Надежда Минникова
Конспект НОД в старшей группе «История возникновения часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов;
- расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни; расширять кругозор; обогащать словарь детей;
- закреплять знания детей с различными видами часов – солнечные, огненные, водяные, механические (башенные, напольные, настенные, наручные, карманные); электронные;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „История возникновения часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.)
- воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
Материалы и оборудование: игрушка «Буратино», предметные картинки с изображением всех видов часов; будильник.
Словарная работа: обогащение словаря (электронные, механические, настольные, напольные, настенные, наручные, карманные).
Ход занятия
- Воспитатель. Кто это у нас плачет? (Заглядывает за ширму.) Да это же Буратино! Что случилось, почему ты плачешь, Буратино?
- Буратино. Дело в том, что я хотел сегодня попасть на праздник «День знаний», но пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею. и вот опоздал! Солнце меня подвело.
- Воспитатель. При чем здесь солнце, Буратино. Люди определяют время не по солнышку. Я сейчас загадаю детям загадки и они конечно же их отгадают, и тогда ты узнаешь при помощи чего люди определяют, который час.
Загадки.
1. Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)
2. Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
- Воспитатель. Молодцы, дети, правильно - это часы. А вот в древние времена люди определяли время по солнцу. А как они это делали спросим у ребят. (Ответы детей)
- Воспитатель. Правильно, люди рисовали на земле круг и по кругу цифры – это был циферблат, вместо стержня для стрелок - колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Ответы детей)
- Воспитатель. Правильно, ребята не удобны такие часы, они работают только в солнечную погоду, вечером и ночью также не узнаешь время по ним.
Физкультминутка.
Тики-так, тики-так, -
Так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо - влево).
Туки-так, туки-так, -
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Токи - ток, токи - ток, -
Так-стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток, туки-ток, -
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками).
- Воспитатель. Поэтому люди стали придумывать другие часы.
(Показ картинки с водяными часами)
- Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, как называются эти часы? (Ответы детей)
- Воспитатель. Правильно, ребята, это водяные часы. А как строены водяные часы и как можно определить по ним время? (Ответы детей)
- Воспитатель. Правильно, ребята, в высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось всё меньше и меньше. По уровню воды люди определяли сколько времени прошло.
- Воспитатель. А как вы думаете, ребята, удобны были такие часы. (Ответы детей)
- Воспитатель. Молодцы, дети, правильно не удобны такие часы. В сосуд
все время приходилось доливать воду. Затем люди изобрели вот такие часы.
(Показ картинки с песочными часами)
- Воспитатель. Как называются такие часы и как они устроены?
(Ответы детей)
- Воспитатель. Да, правильно, это песочные часы. Вы знакомы уже с песочными часами. Скажите, удобны ли они в использовании? Почему? (Ответы детей)
- Воспитатель. Да, верно, потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать.
Ребенок.
Скучен был процесс с песком
Призадумался народ,
Поумнел на целый год и сказал он
Что часы без механики слабы.
Воспитатель: И вот наконец появились механические часы.
(Показ картинок с настенными, напольными, наручными часами)
Воспитатель: Какие вы здесь видите часы? Что общего у всех этих часов?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это механические часы. У них у всех есть циферблат и стрелки. Внутри часов колесики приводят в движение стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы, и они остановятся.
Воспитатель: А какие часы не надо заводить? (электронные) - показ
- Эти часы работают от батареек. Их не надо заводить каждый день. Они очень удобны в применении.
Я предлагаю подарить будильник Буратино, чтобы он никогда не опаздывал.
Итог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов). Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас?