Приложение МААМ

Консультация «Использование стандартного оборудования для занятий физической культурой детей дошкольного возраста»

Лариса Балюева
Консультация «Использование стандартного оборудования для занятий физической культурой детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность реализации задач образования дошкольников в области физической культуры во многом зависит от наличия рациональной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения, в которых организуется его деятельность. Следует особо отметить, что оборудование, используемое в физическом воспитании дошкольников, обычно окрашено в яркие разнообразные цвета. Таким образом, для того чтобы дети хорошо видели предметы, с которыми они занимаются, целесообразно, чтобы стены и пол в физкультурном зале были однотонными и не яркими.

Публикация «Консультация „Использование стандартного оборудования для занятий физической культурой детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Вид физкультурного зала должен создавать у ребенка настрой на предстоящую деятельность.

В связи с тем, что и в настоящее время отсутствует централизованное обеспечение спортивно-игровым и физкультурным инвентарем и оборудованием, дошкольным учреждениям приходится брать эту задачу на себя.

Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.

В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие детей всех групп, их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.

Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положении стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетке, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно-игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации:

• Рейки лестниц – достаточной толщины и прочности;

• Узлы соединений разных деталей – надежны, без острых углов и резко выступающих частей;

• Пособия, изготовленные из дерева - хорошо отполированы.

Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, скалодромов, перекладин и другого оборудования, на котором дети занимаются). С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей.

Наличие большого разнообразия оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий, а также других форм работы по физической культуре. Следует подразделять физкультурное и спортивно-игровое оборудование для помещений (физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и оборудование для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и других игровых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спортивных игр (баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей) и таких упражнений, как катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах.

Оборудование и инвентарь для физкультурного зала

Эффективность применения физкультурно-спортивного оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка оборудования зависит от его габаритов и предназначения. Крупные предметы оборудования, такие как гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений.

Мелкое физкультурное оборудование – мячи, кубики, булавы и т. п. – целесообразно поместить в секционные шкафы, на специальные полки, стеллажи, в выдвижные ящики, расположенные также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.

Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставить свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр и занятий, организуемых педагогом или самими детьми.

Современные производственные технологии и материалы позволили изменить облик физкультурного зала. Сегодня в залах можно встретить батуты, сухие бассейны, тренажёры и пр. Часто используют крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному развитию обобщенных условных действий, воображаемой ситуации, также естественным образом обогащающие спектр движений ребенка.

Физкультурный инвентарь помогает формировать двигательные навыки, например, кольцебросы, расположенные на разной высоте совершенствуют метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся).

Для выполнения общеразвивающих упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др.

Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы.

Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др.

Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики - ортоковрики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции.

Использование физкультурного оборудования развивает психофизические качества: ловкость — при пробегании между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс и др. ; силу — при перетягивании каната, упражнениях на перекладине и т. д.

При обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др.

В группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша.

Важную роль в развитии глазомера, координации движений играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом. Использование мячей разного размера существенно повышает психофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, оздоровление организма.

Развитие новых оздоровительных технологий послужило толчком для использования специальных гимнастических мячей, таких как хоппер, фитбол в практике физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с дошкольниками. Мячи могут использоваться и как тренажер, и как предмет для отягощения. В дошкольном учреждении эти мячи используются в первую очередь для решения оздоровительных задач. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма. Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования.

Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т. д.

В последнее десятилетие в дошкольных учреждениях стали активно использовать тренажеры как средство повышения двигательной активности детей. При систематическом использовании тренажеры в дошкольном учреждении являются надежным средством профилактики гиподинамии у детей.

Насыщение физкультурного зала новым оборудованием не снижает значимости физкультурного инвентаря, хорошо зарекомендовавшего себя на протяжении многих десятилетий практики организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Современный физкультурный зал не может обойтись без гимнастических стенок, скамеек, матов, резиновых мячей разного диаметра, обручей, скакалок и т. п. спортивно-игрового оборудования.

Оборудование и инвентарь для занятий на улице

Физкультурная площадка должна состоять из задернованного поля для проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр и ряда спортивно-игровых зон:

• Яма для прыжков;

• Беговая дорожка;

• Щиты для отбивания мяча;

• Полоса препятствий;

• Зона для спортивных игр: городки, мини-футбол, хоккей.

Спортивно-игровые зоны могут непосредственно примыкать к физкультурной площадке или быть размещены на любом другом удобном для этого месте участка. Такое функциональное разделение физкультурных площадок позволяет одновременно организовывать игры и занятия с большим количеством детей разного возраста и физической подготовленности. В зимнее время года на них оборудуются дорожки для скольжения, каток, горки, снежные валы, лабиринты, полосы препятствий, снежные дорожки, снежная крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др. По периметру участка детского сада прокладывается лыжня.

Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных конструкций; роликовые коньки; ракетки для настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи или резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др.

Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование – 5-6 пролетов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, горизонтальные на разных уровнях, рукоходы, мишени для метания, устройство для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы – размещается по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров и т. п.

Мелкий инвентарь для спортивных игр (сетки, ракетки, воланы, мячи, городки и т. п., пособия для подвижных игр и упражнений (скакалки, обручи, шнуры, кольца, шары и др.) выносятся на участок по мере необходимости.

При наличии достаточно свободного места вокруг физкультурной площадки целесообразно оборудовать беговую дорожку, ширина которой должна быть не менее 1,5 м. Важно, чтобы на ней был прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит проводить не только беговые упражнения, но и наблюдения за их выполнением на 30-метровой дистанции в привычной для детей обстановке.

Вблизи физкультурной площадки желательно оборудовать полосу препятствий для старших дошкольников. Такое расположение полосы препятствий позволит широко использовать расположенное на ней оборудование в самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников.

Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие:

1) раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем; спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели;

2) скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить «поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка;

3) выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина;

4) взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, пролезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин;

5) висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками, — п-образные лестницы;

6) хождение по воде; ползание крокодилом; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн;

7) взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь;

8) проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);

9) перепрыгивание; ползание, хождение боком, хождение прямо — бревно;

10) пролезание между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница.

На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые в летнее время могут служить для вхождения, сбегания, а зимой – для скатывания на санках.

Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат

Минимальный набор физкультурно-игрового оборудования необходимо иметь в групповых комнатах. Особенно это важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, два-три пролета гимнастической стенки. Здесь целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр. Хороши для малышей мягкие предметы – различные модули, валики, сегменты, кубы, диски, особенно важны всевозможные игрушки-двигатели – каталки, коляски, машинки, тележки и т. п.

В группах детей младшего и старшего дошкольного возраста надо иметь наборы оборудования и инвентаря для организации как подвижных, так и спортивных игр (кегли, кольцебросы, городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис и др.). Эти пособия дети могут выносить на участок для игр и упражнений во время прогулки. При наличии места в групповых, раздевальных комнатах для детей можно установить один-два пролета гимнастической стенки, один из спортивно-игровых комплексов, разместить простейшие тренажеры для самостоятельного пользования детьми. Но при этом не следует забывать, что и за старшими дошкольниками во время игр и упражнений на указанном оборудовании должен быть обеспечен контроль со стороны воспитателя.

Приборы, необходимые для диагностики физического состояния дошкольников

Для объективной оценки физического развития и физической подготовленности в медицинском, методических кабинетах или в физкультурном зале должны быть:

• Ростомер;

• Устройство для оценки осанки;

• Фонендоскоп;

• Прибор для измерения артериального давления (тонометр);

• Спирометр;

• Секундомер;

• Рулетка;

• Сантиметровая лента;

• Портновская измерительная лента;

• Динамометр кистевой;

• Шагомер для определения количества движений;

• Компас.

В последние годы возможности оценки деятельности различных систем организма существенно расширились. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности.

Устройство дает возможность надежного и удобного беспроводного измерения сердечного ритма, измеряет пульс с точностью электрокардиограммы. Монитор позволяет, не нарушая общего ритма выполняемого упражнения, наблюдать текущий уровень ЧСС.

В исследованиях мониторы сердечного ритма используются в связи с тем, что они отличаются простотой применения. Прибор состоит из эластичного пояса, где расположены электроды, измеряющие частоту сердечных сокращений, и монитора (имеющего форму часов). Эластичный пояс крепится в области грудных мышц, а монитор – на запястье.

Следует также отметить, что мониторы сердечного ритма имеют большой ценовой диапазон. Чем дешевле прибор, тем, соответственно, меньше функций он выполняет. При проведении исследований с детьми дошкольного возраста следует в первую очередь учитывать следующее: прибор должен предусматривать перенос данных с монитора на компьютер при помощи инфракрасного порта.

Модели монитора сердечного ритма должны предусматривать кодирование передатчика. Незакодированные передатчики нельзя использовать в групповых исследованиях детей дошкольного возраста. В случаях, когда в зоне проведения исследования находятся несколько мониторов сердечного ритма на расстоянии ближе 1 метра, незакодированный монитор будет считывать сигналы от других мониторов в этой зоне. Это может явиться причиной неправильных показаний.

Исследование реакции организма детей на физическую нагрузку при помощи мониторов сердечного ритма дает возможность получить объективную информацию. Однако это создает определенные сложности в организации образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Поэтому на физкультурном занятии целесообразно проводить оценку функционального состояния детей по вешним признакам утомления или пульсу. В то же время 2-3 раза в год для получения более объективных показателей можно использовать сложные диагностические системы, в частности мониторы сердечного ритма.

В дошкольных учреждениях все чаще можно встретить аппарат биологической обратной связи «БОС – Дыхание». Они позволяют сделать наглядными процессы, происходящие в организме.

«БОС – Дыхание» позволяет определить разность величин пульса на вдохе и выдохе, которую в настоящее время принято называть дыхательной аритмией сердца (ДАС). Количественно этот параметр измеряется в тех же величинах, что и пульс, т. е. в числе ударов за минуту. Это параметр является универсальным – он отражает качество дыхания, состояние иммунной системы и возможность организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.

Следует также отметить, что ДАС отражает степень координации дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При хорошем диафрагмальном дыхании наблюдается увеличение ДАС, и она начинает изменяться в фазе дыхательного цикла. Более того, сознательно изменяя параметры дыхания, можно воздействовать на ЧСС, и в конечном счете на ДАС. Использование аппарата предоставляет возможность индивидуализации оздоровительных программ, т. е. подбор упражнений, необходимых для достижения программируемого оздоровительного эффекта.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возрастаИспользование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста «Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста»В период от 3 до 7 лет ребенок.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование стандартного оборудования для занятий физической культурой детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 18:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование стандартного оборудования для занятий физической культурой детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Балюева (УИ 278489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД