Идолова Валентина Анатольевна
Консультация «Использование информационные компьютерных технологий в двигательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — сензитивный период в жизни человека. В этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.
Поколения детей с каждым годом меняются, должен меняться и формат занятий. Сегодня активно используются средства ИКТ в области физического развития детей.
Публикация «Консультация „Использование информационные компьютерных технологий в двигательной деятельности“» размещена в разделах
Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций (ДОО) в настоящее время является оптимизация и модернизация оздоровительной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети Интернет, телевизора, видео-, аудиоаппаратуры, мультимедиа, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития. Стремительное развитие инновационных процессов в образовательных организациях обусловлены современными требованиями к системе образования, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Правовые нормы в части информатизации отражены в ст. № 16, № 18, № 29, № 97. Говоря об этой проблеме, К. П. Зайцева, ссылаясь на Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», отмечает: «Одним из требований в Профессиональном стандарте «Педагог» является систематическое повышение своего профессионального уровня, проектирование роста профессиональной компетентности — всё это является следствием постоянного изменения норм в сфере образования, тем самым актуализируя проблему формирования у педагогов ДОО способов работы с средствами ИКТ». В настоящее время без наличия информационных технологий, цифровой среды — существование ДОО невозможно. Вся «жизнь» ДОО, можно сказать, уже находится в сети Интернет. Например, у каждой ДОО есть собственный сайт, где отражена ее деятельность, нормативные акты и др. ; документация педагогов попутно с бумажными носителями заполняется в электронном виде; самообразование педагогов, связь с родителями — в большинстве случаев проводится при помощи «Всемирной паутины». Цифровое образование давно уже проникло и в образовательный процесс. Нередко педагоги пользуются средствами ИКТ (выход в сеть Интернет для демонстрации видеороликов или прямых трансляций, участие в онлайн-олимпиадах, использование интерактивной доски и пр.) на занятиях. Дошкольный возраст — сензитивный период в жизни человека. В этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.
Поколения детей с каждым годом меняются, должен меняться и формат занятий. Сегодня активно используются средства ИКТ в области физического развития детей. По мнению Казакова Ш. Н., значительными преимуществами использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы являются:
– приобретение процессом физического развития более разнообразного, насыщенного характера;
– воздействие на различные психические процессы детей: восприятие, мышление, память и др. ;
– повышение эстетичности оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
– способствование адаптации и социализации ребенка, формирование информационной культуры.
В своей работе средства ИКТ, а именно, мультимедийные презентации, аудиосопровождение, интерактивные игры, мы используем в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада. Обратим внимание на использование мультимедиа-презентаций (далее — презентаций) на занятиях по физическому развитию, как на одно из основных направлений развития ИКТ. Презентация — это набор слайдов и спецэффектов (слайд-фильм, раздаточные материалы, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле некоторого программного обеспечения.
Презентация выполняет множество функций и обладает множеством преимуществ. На наш взгляд, ключевыми чертами презентации для образовательной деятельности в работе Г. П. Катунина являются:
– Образовательная функция. Блоки образовательного материала повышают эффективность обучения при умелом введении в них мультимедийных элементов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, которые создадут позитивное отношение к представляемой информации.
– Наглядность. Изучаемый материал можно реалистично продемонстрировать с помощью современных графических и видео технологий мультимедиа-презентаций.
– Интерактивность. Возможность непосредственно управлять ходом презентации, выбрать нужный для представления блок информации дают возможность фокусировать внимание на ключевых моментах.
Презентации на физкультурных занятиях можно подготавливать на любые темы: «Виды спорта», «День защитника Отечества», «Зимние забавы» и пр. На данный момент широкое применение на занятиях по физической культуре нашли интерактивным играм. Д. М. Соколова, ссылаясь в своей работе на Ю. С. Городову, отмечает, что интерактивная игра —это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Такие игры имеют ряд преимуществ:
– активизируют внимание детей,
– развивают ассоциативное мышление,
– мотивируют познавательный интерес, – способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления,
– делают процесс обучения простым и интересным
Интерактивные игры мы используем на физкультурных досугах, тематических мероприятиях. В ходе интерактивных игр к детям приходят сказочные персонажи, которые просят выполнить определенные задания, провести вместе с ними зарядку. Сегодня очень популярна социальная сеть «Инстаграм». Просматривая ленту сети, мы можем увидеть, что блогеры выполняют задание на видеокамеру и размещают данную информацию у себя на странице, а затем предлагают повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей (челлендж).
То есть, в данном челлендже мы можем увидеть некие соревнования между людьми. Такую форму взаимодействия мы можем применить и в детском саду. Такую возможность мы использовали в период дистанционного обучения в 2020-м году. Совместно с воспитателями и семьями воспитанников мы обсудили, что нужно для записи челленджа. Родители активно поддержали данную идею. Цель челленджа: показать, как дети занимаются спортом дома. Одной из групп было предложено запустить челлендж «Дома мы не унываем и про спорт не забываем», где дошкольники демонстрировали выполнение определенных физических упражнений, элементы движений из различных видов спорта и пр. И далее, по цепочке, эстафета («вызов») передавалась последующим группам. Каждая группа старалась продемонстрировать свои особые умения, быть более оригинальной, чем остальные. Каждая группа была по-своему уникальной, дети узнали друг о друге много интересного. Немаловажно и то, что большинство детей занимается спортом совместно с родителями, следовательно, важен авторитет родителя в становлении позитивного отношения ребенка к спорту. Таким образом, интеграция видов деятельности на одном занятии позволяют существенно развить компетенции ребенка. Применение современных средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие современным, интересным, дающим мотивацию для детей. Но, показ презентаций и применение интерактивных игр на занятиях стоит ограничивать, так как, на наш взгляд, постоянное их применение влечет потерю интереса к традиционной форме занятия: для детей занятия физической культурой будут тождественны игре, будет теряться смысл оздоровительного эффекта упражнений, отношение к здоровью, как к ценности, будет терять смысл, появится нехватка времени на важные составные части занятия.