Каменская Екатерина Викторовна
Консультация «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике».
Подготовила:
Учитель-логопед Каменская Е. В.
Публикация «Консультация „Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, сами речевые нарушения становятся сложными, сочетанными. При логопедическом обследовании обнаруживаются нетипичные речевые нарушения, охватывающие все стороны речи, требующие дополнительного расширенного обследования.
Вот некоторые из них:
• нарушено звукопроизношение, причем не только согласных, но даже и гласных звуков.
• страдает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др., неправильное произношения звука может изменятся.
• свистящие и шипящие звуки заменяются гласным (звук средний между звуками «и» и «ы»).
• в основе нарушений произношения лежит неполноценность работы не только речеслухового, но одновременно и речедвигательного анализатора. Характерны замены одних звуков речи другими (особенно свистящих шипящих звуков).
• искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух (фонематические дислексии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием).
• звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.
• нарушения выражаются обычно в искаженном звучании звуков (картавое «р», межзубное или боковое «с» и т. д., из-за отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов.
• смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью.
• не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар согласных звуков (особенно затруднена слуховая дифференциация свистящих «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет»).
• формирование звукопроизношения протекает с отклонениями от нормы. Не воспринимая тот или иной звук речи на слух, или невозможность различить его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией.
• крайняя ограниченность словарного запаса (слово «табуретка» в речи ребенка может обозначать и «стул», и «стол», и «кресло», и «садиться», поскольку в его словарном запасе имеется лишь это слово).
• нечеткость восприятия безударных частей слова: окончания, суффиксы и приставки (смешение приставок, опущение приставки, лишние приставки, суффиксальные ошибки - «вниманительно» вместо «внимательно»).
• опускаются окончания слов («табира» вместо «собирает», а нередко и вообще сохраняется лишь ударная часть слова («за» вместо «коза»).
• употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо «дедушка»).
• называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» или «краска» вместо «кисточка»).
• называние общей ситуации вместо предмета («болит» вместо «термометр»).
• называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо «крючок»).
• называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо «веник»).
• называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» вместо «кресло»).
• использование словосочетания для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо замок).
• неправильное употребление падежных окончаний («Он держа лапатка»).
• пропуск предлогов («Дети идут школу»).
• употребление лишних предлогов («Дети ушли в куда-то далеко»).
Эти речевые нарушения говорят о возможном нарушении слуха. Для постановки дифференцированного диагноза, расширяем логопедическое обследование детей, методами применяемыми при обследовании слабослышащих детей и уточняем – присутствует ли нарушение слуха.
Традиционная медицинская классификация методов диагностики слуха, предполагает две группы исследования слуховой функции у детей : субъективные и объективные.
1. Субъективные исследования, основанные на оценке реакции ребенка дошкольного возраста в ответ на звуковой раздражитель.
Это - словесный, двигательный или поведенческий отклик.
• регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
• условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением (регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев, а также глаз в сторону- зрительной реакции при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны);
• игровая аудиометрия (выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют - бросание различных предметов в банку; надевание колец на пирамиду; или в ответ на звук нажимать кнопку);
• тональная аудиометрия (данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).
2. Объективные способы исследования— при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.
• импедансометрию (методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук);
• аудиометрию со слуховыми вызванными потенциалами (сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность);
• регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (при аудиологическом обследовании новорожденных представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора.)
Однако, данные обследования детей имеют свои недостатки:
- небольшую эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
- не позволяют определить уровень поражения слуховой системы;
- не позволяют оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле;
- требуется специальная стационарная аппаратура;
- специальное помещение с заглушением от посторонних звуков;
- наличие специалиста владеющего методиками диагностики слуха с данной аппаратурой.
Логопедам и сурдопедагогам доступны педагогические методы выявления возможного нарушения слуха. Педагогические методы- доступны логопеду, доступны слуховому восприятию ребенком звуковых и речевых сигналов, учитывают возраст ребенка, а также его индивидуальные особенности. Они делятся в соответствии с возрастом ребенка: от рождения до полутора лет; от полутора до трех лет; от трех до семи лет; школьный возраст.
Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет:
• исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка;
• внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип;
• звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние).
• Для исследования используются :
- разночастотные неречевые звуки:
Набор для обследования 1 1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук;
Набор для обследования 2 - три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза» заполненные:
1. на 1/3 горохом (источник звука 70—80 дБ на расстоянии 10—15 см от уха);
2. на 1/3 гречневой крупой (источник звука 50—60 дБ на расстоянии 10—15 см);
3. на 1/3 манной крупой (источник звука 30—40 дБ на расстоянии 10—15 см).
- речевые звучания - слоги, слова, звукокомплексы, произносимые ребенком;
• основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:
- в слуховом сосредоточении;
- активизации или торможении общих или сосательных движений;
- в расширении глазных щелей;
- в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике.
Педагогическое исследование слуха у детей после полутора лет:
• речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости;
• выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот;
• Практически в обычных условиях исследования слуха считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5—6 м.
• Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.
• при исследовании используются неречевые звучания и 10 слов, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания;
• Для исследования используются :
- разночастотные неречевые звуки:
1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук,
- речевые звучания - слоги, слова (лепетные и усеченные слова или звуко-подражания);
• исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров.
• в протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слово;
• исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка; записывает их.
Педагогическое исследование слуха у детей в дошкольном возрасте :
• при исследовании слуха речью применяется шепотная и нормальная разговорная речь.
• исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров;
• практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5-6м.
• восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.
• полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.
• при отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха разговорной речью;
• при исследовании слуха говорящих дошкольников используют знакомые им слова (низкой частоты – «дом, дым, доска, дед, голова», и высокой частоты – «солнышко, цветочек, одуванчик, зайчик, супчик, уточка»);
• при необходимости используются картинки, полученные результаты фиксируются в протоколе,
• исследования проводят на каждом ухе отдельно, второе закрывают пальцем. Ребенок не должен видеть губ говорящего.
Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При выявлении нарушения функции слуха ребенок должен быть направлен на консультацию к специалисту сурдологу, который определит степень снижения слуха и показания к слухопротезированию. В дальнейшем занятия с ребенком должны проходить при использовании слухового аппарата.
Логопедическое обследование слабослышащих детей направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза с целью постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и обоснованные методы коррекционного воздействия. В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии.
Снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи, задержки психического развития ребенка. При этом степень нарушения речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слуха : чем тяжелее степень, тем хуже речь. Вовремя обнаруженное нарушение слуховой функции позволяет : принять специальные меры по сохранению и развитию речи, обеспечить сравнительно лучшее ее состояние, определить маршрут образования.
Литература:
1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., Советский спорт, 2004 г.
2. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., ВЛАДОС, 2001г.