Феоктистова Олеся Николаевна
Консультация «ИКТ-компетентность как основная педагогическая компетентность профессионального стандарта педагога ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО можно разделить:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с детьми:
1. Использование сети Интернет:
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);
- обмен опытом, распространение идей и пособий.
2. Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.
3. Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.
4. Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.
5. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.
При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.
Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.
Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно—развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет: обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОО, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.
Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ-технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.