МААМ-картинки

Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста

Ольга Шестакова Тарасова
Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю вашему вниманию авторскую педагогическую разработку "Речь и мышление" Развитие и коррекция речевого мышления детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья, выполненную в форме методических рекомендаций.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Публикация «Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

Самый ответственный период развития ребенка - дошкольное детство. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и основных видов деятельности.

Предъявляемые в наше время требования к уровню познавательной деятельности дошкольника значительно возросли, что обусловлено развитием технического прогресса. Дошкольник должен не только запоминать, но и рассуждать, что в свою очередь определяет успешность обучения в школе. Данные современных психологических исследований (Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что возрастные возможности старших дошкольников в отношении развития их мышления значительно выше, чем предполагалось раньше. Доказано, что при определенных условиях детям дошкольного возраста уже доступны формы логического мышления. Проблема развития речевого мышления (логического) детей с нарушением слуха является еще более актуальной и занимает большое место в специальной педагогике и психологии и это естественно, поскольку известно, что речевое мышление страдает в большей мере, а, следовательно, требует своевременной ранней коррекции. Слабослышащие дети, имеющие вторичные отклонения, обусловленные снижением слуха, не имеют, как правило, широких речевых возможностей. Это объясняет своеобразие развития их мыслительных процессов, ведь речевое мышление называем так потому, что в нем и основой, и средством, и результатом является слово.

Изучению речевого мышления детей с проблемами в развитии неоднократно уделялось внимание во многих психолого - педагогических исследованиях. Так, в дефектологии эта тема освещалась в работах Л. С. Выготского, М. С. Певзнер, Т. А. Петрова, Л. В. Занкова и др. В сурдопедагогике этот вопрос освещали Р. М. Боскис, Л. П. Носкова, Т. В. Розанова, Е. Г. Речицкая, И. М. Соловьева, Л. И. Тигранова, Е. В. Пархалина. Эти исследования посвящены детям с нарушением слуха школьного возраста, когда, как известно, идет усвоение научных знаний в системе изучения школьных дисциплин и происходит активное развитие словесно - логического мышления.

Вместе с тем известно, что основы словесно - логического, речевого мышления закладываются в дошкольном возрасте и оттого, насколько они будут сформированы, зависит успешность школьного обучения в целом. Мышление дошкольников с проблемами в развитии исследовалось А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой, Т. А. Стрекаловой, Е. Г. Речицкой. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования предпосылок словесно - логического мышления, однако этому виду мышления уделяется мало внимания в дошкольной коррекционной педагогике.

Исследования Д. Б. Эльконина, Е. А. Стребелевой, А. А. Катаевой, А. К. Аксеновой указывают на то, что дидактическая игра имеет огромное значение в развитии словесно - логического мышления. В то же время игровая деятельность является ведущей у дошкольников. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие современные педагоги А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. Дети, играя, учатся. Известно, что эффективность обучения детей словесной речи значительно повышается с применением дидактических игр. Через дидактические игры целенаправленно обогащается словарный запас, активизируется запас, уточняется значение слов. Исследования в дошкольной педагогике (В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, А. И. Сорокина, а также исследования в специальной дошкольной педагогике (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева) выявили огромную роль дидактических игр в ходе обучения дошкольников, осуществляемого в ходе занятий. Отмечается, что с помощью дидактических игр повышается интерес не только к занятиям, но и к получаемым знаниям.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод, что все основные психические процессы формируются от самых элементарных до самых сложных, а дидактическая игра эффективна на всех этапах формирования процессов.

Именно поэтому данная авторская разработка посвящена коррекции речевого мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через дидактические игры.

Новизна авторской педагогической разработки.

Анализ изученной литературы позволяет сделать вывод о том, что остается недостаточно систематизированным и обобщенным опыт работы по коррекции речевого мышления у дошкольников с особыми возможностями здоровья в процессе дидактических игр. Рассмотрению этой формы мышления в контексте ее развития и коррекции посредством дидактических игр уделено в литературе мало места, так как считается, что в дошкольном возрасте формируются и развиваются наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Для коррекции наглядных форм период дошкольного возраста считается наиболее сензитивным, но здесь же, в дошкольном возрасте, необходимо проводить работу по коррекции элементов логического мышления детей с особыми возможностями здоровья. Безусловно, в последние годы развитию словесно - логического мышления уделяется большое внимание в массовых дошкольных учреждениях. Но исследований и литературы по этой проблеме в специальных детских садах для детей с нарушением слуха нет или их недостаточно. А ведь именно эти дети нуждаются в ранней коррекции и компенсации недостатков развития речевого мышления.

Проблема развития и коррекции речевого (словесно - логического) мышления, конечно, поднималась во многих исследованиях педагогов, но исследовались дети школьного возраста. Исследования же мышления дошкольников посвящаются наглядным формам мышления. Педагогике необходимо перенести центр тяжести с воспитания низших на воспитание высших психических функций, а, следовательно, и коррекции речевого мышления необходимо уделять большее внимание в дошкольном возрасте, именно в тот момент, когда формируются предпосылки развития этой формы у детей.

Выводы:

1. Вопросы формирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха речевого мышления на основе представления об объектах окружающего мира, а также их взаимосвязи еще не были целью специальных исследований.

2. Данные об этой проблеме в специальной литературе не имеют четко систематизированного содержания.

3. Возникает необходимость в разработке материала по развитию речевого мышления у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья посредством дидактической игры.

Методологические положения авторской разработки.

В основу данной авторской разработки взяты:

Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничение первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали разработке нового подхода к рассмотрению особенностей познавательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, А. П. Гозова, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев). Суть его состоит в том, что нормальный ребенок и ребенок с ограниченными возможностями развивается по единым законам (Л. С. Выготский).

При этом психолого-педагогическое изучение глухих и слабослышащих детей (Р. М. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Г. Речицкая, Т. В. Розанова) позволило выявить некоторые общие закономерности, определяющие особенности развития речи и мышления у детей с частичным нарушением слуха:

1. Разнообразие речевого развития слабослышащих детей (от речи, состоящей из отдельных искаженных слов, до развернутой речи с небольшими недостатками в лексико - грамматическом плане) ведет к значительному разнообразию в развитии их мышления.

2. Вторичные отклонения, обусловленные снижением слуха, определяют своеобразие восприятия, памяти и всех форм мышления.

3. В психическом развитии детей с недостатками слуха важную компенсаторную роль играет образное мышление, которое в течение длительного периода является ведущей формой мыслительной деятельности детей этой категории.

4. Словесно - логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса.

Цель и задачи авторской разработки

Цель:

Определить наиболее эффективные педагогические условия развития и коррекции речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха в дидактической игре.

Задачи:

1. Изучить особенности формирования речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха.

2. Изучить особенности развития речевого мышления у детей с нарушением слуха.

3. Структурировать материал по развитию дидактических игр на развитие речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха.

4. Выявить эффективность формирования и развития речевого мышления в процессе коррекционно - воспитательной работы у детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемый результат:

В ходе использования дидактических игр по развитию речевого мышления в работе дефектолога и воспитателей дети с нарушением слуха пополнят и активизируют словарный запас, повысят способность осмысления высказываний и ситуаций. Также повысится уровень сформированности у детей способности к обобщению, классификации, установлению логической последовательности. При этом повысится самостоятельность при выполнении заданий, укрепится интерес к получаемым знаниям.

Все это будет гарантировать высокую мотивацию к учебной деятельности, успешность дальнейшего обучения в школе и адаптации слабослышащих детей в общество слышащих.

Структура авторской педагогической разработки.

1. Перспективно - тематическое планирование занятий по развитию речи, рассчитанное на 1 год обучения.

2. Перспективно - тематическое планирование дидактических игр, рассчитанное на 1 год обучения.

3. Методы психолого - педагогической коррекции речевого мышления.

4. Приложение: диагностическая программа для исследования речевого мышления детей дошкольного возраста с нарушением слуха; таблицы, дидактический и практический материал, список литературы.

Публикации по теме:

Педагогическая ситуацияПедагогическая ситуация Коллеги! Предлагаю Вашему вниманию предновогоднюю педагогическую ситуацию. Коля П. принес работу, выполненную дома вместе с мамой: «Сражение.

Игра «Небылицы» — развиваем речевое творчество и фантазию Игра "Небылицы" Предлагаю Вашему вниманию игру "Небылицы", направленную на развитие творческого мышления, воображения и речевого творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 16:43
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шестакова Тарасова (УИ 32588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД