Ольга Бажаева
Консультация «Хороводные игры с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
В последнее время это понятие было расширено. Теперь важными моментами являются – развитие творческого потенциала ребенка, развитие образного, ассоциативного мышления, развитие самостоятельной и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлении о видах искусства;
Публикация «Консультация „Хороводные игры с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведении ;
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлении).
Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные ре акции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремесел и традиций. Рассмотрим один из способов формирования художественно-эстетического развития у детей раннего возраста – хороводные игры.
Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов. Построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создает ощущение равенства.
Хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Хороводные игры облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Рассмотрим несколько хороводных игр :
Каравай
Как на Машины именины
Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай! Я люблю, признаться, всех, А Машу больше всех.
Большая карусель
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
«Горелки»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.
Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.
С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару становится водящим.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!