Юлия Буслаева
Консультация «Готов ли ребёнок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Выяснить это довольно сложно. Но необходимо, потому как, если такой готовности нет, то ребёнку в школе будет очень трудно. Да и родителям не легче, однако!
Конечно, есть общепринятые рекомендации определения уровня готовности ребёнка к школьному обучению. Есть диагностические тесты, но мы попробуем остановиться на очень важных для будущего школьника моментах, хотя именно на них родители обращают меньше всего внимания. Поверьте – в школе его обязательно научат читать, писать, решать задачи, а вот дружить, договариваться со сверстниками, находить с ними общий язык ему нужно научиться самостоятельно. В этом вы, родители, не только можете, но и должны помочь своему ребёнку.
Публикация «Консультация „Готов ли ребёнок к школе?“» размещена в разделах
А ещё важны следующие критерии:
1. Умение координировать движения (общие, глаз, руки).
2. Умение ориентироваться в пространстве.
3. Способность концентрировать внимание на выполнении задания.
4. Умение выделять элементы из предметного ряда путём показа или пересчёта.
Вам показались эти формулировки сложными? Но сейчас вы поймёте, как можно проверить ребёнка по этим критериям.
Предложите выполнить следующие задания (только не все сразу, пожалуйста! Важно понять, слышит ли ребёнок то, о чём вы его просите, как выполняет – качественно, стараясь или нет) :
-прыжки на одной ноге с продвижением вперёд;
-прыжки через скакалку;
-бросание об пол и ловля мячей среднего и большого объёмов;
-подбрасывание мяча, ловля и бросание мячика маленького размера двумя руками, левой и правой рукой.
Всё перечисленное как раз и будет относиться к первому пункту.
Теперь перейдём к пункту номер два – сюда включаются следующие умения и навыки:
-определение и показ левой и правой сторон на собственном теле;
-определение и показ местоположения по отношению к себе: слева, справа, спереди и сзади, вверху, внизу и т. д. ;
-определение и показ местоположения любого графического изображения на доске, альбомном листе, тетради – как в линейку, так и в клетку. Обычно даются такие задания: покажи, где в тетради верх – низ, где у двери правый верхний угол, а левый? Покажи широкую или узкую строчку, столбик клеточек слева – справа и т. д.
Третий пункт включает умения:
-определение месторасположения предметов по линии в ряд и их пересчёт. (Сколько цветочных горшочков стоит на подоконнике? А покажи третий по счёту);
-ребёнок должен хорошо считать и по порядку, владеть прямым и обратным счётом, причём делать это не по шаблону, а размышляя.
Естественно, будущий первоклассник должен хорошо и чисто говорить, уметь произносить многосложные слова, чистоговорки, у него должны быть навыки речевого общения со взрослыми, сверстниками. Важно обращать внимание на темп речи, силу голоса, дыхание, артикуляцию, культуру речевого общения.
И уж, конечно, задания нужно давать в интересной, игровой форме (например, ребёнок будет учителем в марсианской школе и ему нужно будет научить маленьких марсиан…- предлагайте вышеуказанные задания). Игра поможет ребёнку раскрепоститься, снять заторможенность и внутреннее напряжение. Поэтому поиграйте вместе со своим ребёнком, и во время игры вы сможете понять, есть ли у него проблемы, готов ли он к школе, и в чём ему нужна помощь.
И ещё : не стоит думать, что во всём вышеизложенном и заключается определение готовности ребёнка к школе – это лишь маленькая часть диагностики. Но здесь предложено то, что под силу родителям. Никогда не делайте никаких выводов: подбросил мяч два раза, а больше – ну никак! Вселяйте уверенность: ничего, будем тренироваться. Никто ведь со скакалкой в руках не рождается!