Публиченко Наталья
Консультация для родителей «Ребёнок и труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие мамы и папы!
В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед вами неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. В первую очередь это приучение ребенка к собственному кругу обязанностей, воспитание чувства ответственности и трудолюбия.
Часто мы сталкиваемся с тем, что дети не помогают даже в самых простых домашних делах, не говоря уже о том, чтобы сделать что-то самостоятельное или участвовать в посильном труде (например, в огороде).
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок и труд“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти вопросы.
Как привлечь ребенка к труду?
Первый вопрос: «Зачем и для чего?»
Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться, зачем и для чего они ходят это сделать.
Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.
1. Дети поймут, что домашний труд и наведение порядка это не героизм, а обычное дело.
2. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
3. В самостоятельной жизни дети, привыкшие к труду, не будут бояться любой работы, им будет проще преодолевать жизненные трудности;
4. Ребёнок научится ценить и уважать свой труд и труд окружающих.
Небольшие рекомендации для родителей, приучающих детей к помощи:
1. Работа для ребенка должна быть посильной. Не перегружайте его и не переоценивайте его силы. Сначала давайте легкие и простые задания, далее понемногу усложняйте и добавляйте.
2. Не заставляйте делать насильно, не кричите. Все должно быть в спокойном ключе. Стремитесь договариваться. Тогда у ребенка будут формироваться положительные эмоции от работы, он не будет ее бояться.
3. Имейте терпение. Особенно маленькие дети, выполняя поручения взрослого, могут его понимать по-своему. Если ребёнок выполнил задание не так, как вам хотелось бы, не показывайте негативных эмоций. Он старался, как мог! Оценивайте старания ребенка, обязательно похвалите его!
4. Не переделывайте результат. Доверяйте и цените труд своего ребенка, никогда не исправляйте его. Если уж что-то вас категорически не устраивает, то аккуратно попросите и согласуйте с ним доработку.
5. Не наказывайте трудом, так вы только вырабатываете у ребенка нежелание и отвращение вам помогать. Впоследствии, он будет воспринимать труд и помощь вам, как наказание и каторгу. А еще и того хуже, будет стремиться всячески избегать трудового воспитания.
6. Объясняйте ребенку, что важен не только процесс работы, а доведение этого процесса до конечной точки и получение желанного результата. Научите ребенка с малых лет радоваться поставленной задаче даже повседневного характера.
7. Правильно формулируйте свои просьбы и задания. Не думайте, что ребенок прочитает ваши мысли и сам обо всем догадается. Говорите то, о чем хотите сказать.
С какого возраста стоит приучать малыша к труду?
Мария Монтессори говорит о нескольких сенситивных периодах в развитии ребенка, в каждый из которых он наилучшим образом способен освоить тот или иной навык. Так вот:
В период с года до двух лет дети лучше всего учатся простейшим правилам порядка. Порисовал – вымой кисточку, вылей воду из стаканчика и сложи рисунок сохнуть на столик. Полепил – положи на место стеку и пластилин, вытри доску для лепки, сполосни тряпочку. Умничка)
У этой замечательной системы приучения ребенка к труду и порядку с раннего возраста есть только один минус – так же быстро, как малыш усвоил полезный ритуал, он его и забудет. Если в его жизни исчезнет системность и порядок, поддерживаемые взрослыми.
Дети от 3-х до 5-ти лет
Что может делать по дому ребенок в таком возрасте? Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой.
Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол, вытирать пыль с поверхностей.
А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Их можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения.
Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».
Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров.
Превратить в игру складывание игрушек и наведение порядка в игровой комнате.
Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия.
Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера.
Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину.
Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.
В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов.
К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.
Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.
Таким образом, работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.
Как же заинтересовать и увлечь уборкой ребенка?
• Сюжетно-ролевые игры.
Для маленького ребенка нет лучшего способа, чем игра. Можно представлять себя бульдозером, сгребающим мусор или развозить кукол по домам на такси. Можно «клевать» крупинки мозаики, разбросанные на ковре. Или изображать робота-сортировщика. Можно практиковать специальную уборочную игру, в которой силы чистоты борются с мусорными монстрами. Пылесос очень похож на существо, требующее еды. А ботинки – на лошадок, которых нужно мыть от грязи и тереть щеткой.
• Игра «Угадай-ка»
Правила просты – родители занимаются своими делами, а ребенок бежит в детскую, расставляет по местам несколько игрушек одного типа и потом сообщает, сколько вещей он убрал. Родители с трех попыток стараются узнать, что это было: «Лего? Карандаши? Солдатики?» Если не угадали – ребенок получает столько очков, сколько убрал игрушек, и бежит расставлять по местам новую порцию.
• Время уборки
Многим детям трудно оставаться с беспорядком один на один. Именно поэтому они охотнее помогают мыть полы и посуду, лишь бы не возвращаться к разбросанным игрушкам. Но поскольку игрушки убирать тоже нужно, приходится выдумывать что-то интересное. Один из способов увлечь – объявления. Объявляется «время мусора» – и ребенок несколько минут собирает обрезки бумаги, потом объявляется «время лего» – ребенок складывает детали в контейнер. И так далее: «время канцелярии», «время мягких игрушек», «время посторонних предметов».
• Миссия выполнима.
Для домашних дел можно использовать карточки миссий на несколько дней. На каждой – список каких-то повторяющихся дел. Например: «Вымыть 20 тарелок, 5 раз убрать постель, 3 раза вычистить раковину». На обратной стороне карточки очки за выполнение. Одновременно ребенок получает 3 миссии, полностью выполненная миссия заменяется новой.
• Квест.
Обычный родительский ультиматум «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест. Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину, другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего, третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.
• Семейные соревнования.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.
• Награды.
Здесь хочется сказать подробнее о наградах. Во многих играх ребенок зарабатывает очки. Но что с ними делать потом? Прежде всего, удачная игра будет интересна и без призов. Поэтому приз может быть какой-то приятной мелочью – конфетой, наклейкой. Можно копить очки на что-то нематериальное, например на поход в зоопарк. Можно тратить на мультфильмы и компьютерные игры. Можно использовать как премию к выдаваемым карманным деньгам. Но самым честным и логичным кажется обмен очков на совместную с родителями игру, чтение, поездку. Ведь ребенок-помощник действительно экономит родительское время. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.
Варианты домашних трудовых обязанностей для детей:
Уход за домашними питомцами.
Если ребенку от трех до пяти лет, можно ли поручить ему какие-либо обязанности, связанные с домашним питомцем. Так ребенок учится понимать, что у питомца есть определенные потребности, и что о нем нужно заботиться. Помогите вашему ребенку высыпать сухой корм в миску любимца.
Уход за комнатными растениями
Обычно дети охотно помогают ухаживать за ними, особенно если превратить это в интересную и увлекательную игру.
Можно приготовить специальный набор для ухода за цветами: пульверизатор, губку, щеточку, кисточку, леечку.
Для начала детям можно рассказать, какие растения любят влагу, а какие – не очень, какие предпочитают свет, а какие тень. Малыши запомнят, что нельзя оставлять пыль и грязь на листьях, потому что растениям будет трудно дышать. В лесу, на лугах и полях пыль смывается дождями, а о комнатных растениях должны заботиться мы - люди.
Также юные цветоводы должны знать, что маленькие растения нужно обязательно сажать сначала в небольшой горшок и пересаживать в большой только тогда, когда корни в горшке оплетут всю землю. Иначе корни цветка не займут всю землю, она закиснет, и корни начнут портиться.
Если поврежден побег, берём и удаляем поврежденную часть. После этого обеспечиваем усиленное питание растению, подкармливаем его, и оно пойдет на поправку. А сломанные стебли и листья нужно поставить в воду, чтобы они пустили корни, чтобы можно было их пересадить.
Субботники во дворе и на даче.
Непосредственное участие в мероприятии принимают дети под чутким руководством родителей. Дети помогают родителям и воспитателю собрать веточки на участке, убирать сухую листву и т. п. Субботник прочно вошел в жизнь каждого человека, начиная с детства.
Совместная работа помогает сплотить семью. Дети и взрослые помогают друг другу, а эффективность общего труда увеличивается в разы. Поддержка и сотрудничество идут на пользу совершаемой деятельности, а конкретная цель придает энтузиазма маленьким работникам.
Любовь к чистоте и порядку нужно прививать с раннего детства, и субботники - отличный повод показать детям, насколько это необходимо. Мы взрослые, обязаны демонстрировать бережное отношение к природе и принимать активное участие в мероприятии - наравне с ними убирать листья, подбирать бумажки и т. д., возвышая тем самым свой собственный авторитет в глазах ребят.
Глядя на нас детям сразу становится понятно, что субботник - это важная и нужная миссия по облагораживанию двора, дачи и всей Земли в целом.
PS: Эту газету мы готовили для родителей нашей группы, спасибо всем родителям, которые поделились личными фотографиями своих детей во время труда.