Лифенко Ирина
Консультация «Гендерная идентичность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. У детей уже в дошкольном возрасте складываются определенные представления о половых и социальных ролях человека. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, гендерная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.
Публикация «Консультация „Гендерная идентичность дошкольников“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Изучением гендерной идентичности занимались отечественные исследователи, такие как В. В. Абраменкова, А. И. Захаров, М. Н. Зыков, Д. В. Ильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухин, О. Г. Нугаева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина, И. В. Романова и многие другие. Как влияет гендерная идентичность на развитие ребенка дошкольного возраста, каковы отличия в поведении мальчиков и девочек, – разрешение этих и других вопросов способствует успешному развития личности дошкольника, гармонизации взаимоотношений между обществом и личностью ребёнка.
Уже в полтора года у ребёнка формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6 – 7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Для того, чтобы изучить процесс формирования гендерной идентичности у дошкольника, педагог-психолог может использовать пакет следующих диагностических методик:
1. Полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок» (Каган В. Е.);
2. «Половозрастная идентификация» (Белопольская Н. Л.);
3. Гендерная характеристика деятельности мальчиков и девочек в детском саду (Гусева Ю. Е., Сабунаева М. Л.).
4. Тест полоролевой социализации Бендас.
В своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений должны учитывать специфику формирования гендерной идентификации ребёнка и включать в свою деятельность направленные на неё формы работы.
К таким формам работы можно отнести:
• тематические занятия по гендерному воспитанию дошкольников;
• дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
• развитие речи с учётом гендерных особенностей;
• тематические консультации для родителей, оформление уголка по гендерному воспитанию и др.
Таким образом, формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей. Для достижения этой цели важно объединить усилия специалистов, педагогов и родителей.