Елена Трубицына
Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида
Консультация
«Формирование представлений об ориентировке в пространстве»
Подготовила:
воспитатель
Е. А. Трубицына
Балахна
2015
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Публикация «Консультация „Формирование представлений об ориентировке в пространстве“» размещена в разделах
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словестного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «ориентировка в пространстве» имеет в виду ориентировку на местности.
Ориентировка в пространстве основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве.
Особенности восприятия пространства дошкольниками
Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4 – 5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 – 1,5 м.
В дошкольном возрасте, ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям : вперед – назад, направо – налево.
Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями своего тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где голова, а внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина, направо – там, где правая рука, налево – где левая. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.
Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различать правую и левую руки.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) –сзади (за, слева – справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов :
Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы сидит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Учить ориентироваться на ограниченной территории, листе бумаги, учебная доска, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую
Пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя : впереди (вперед) – сзади (назад, слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.
Детей одновременно упражняют в различении парных взаимнообратных направлений: вверху – внизу, спереди – сзади, слева – справа (левая – правая, т. к. формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом.
Дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхних и нижних полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.
В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему : вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа.
* Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
* Обучение умению передвигаться в указанном направлении
* Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
* Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола.
* Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве.
У детей старшей группы закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «укажи, где звенит колокольчик» и т. п.
* Развитие умения передвигаться в указанном направлении.
* Установление пространственных отношений между предметами.
* Ориентировка на плоскости.
Подготовительная группа. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а так же между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строится на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т. п.
* Важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией.
* Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий : в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, между, напротив, левая, правая и др.
* Умение определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов.
* Ориентировка на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве.
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение»
Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а на встречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?»