МААМ-картинки

Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»

Елена Трубицына
Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида

Консультация

«Формирование представлений об ориентировке в пространстве»

Подготовила:

воспитатель

Е. А. Трубицына

Балахна

2015

Содержание понятия «ориентировка в пространстве»

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Публикация «Консультация „Формирование представлений об ориентировке в пространстве“» размещена в разделах

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словестного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «ориентировка в пространстве» имеет в виду ориентировку на местности.

Ориентировка в пространстве основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве.

Особенности восприятия пространства дошкольниками

Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4 – 5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 – 1,5 м.

В дошкольном возрасте, ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям : вперед – назад, направо – налево.

Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями своего тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где голова, а внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина, направо – там, где правая рука, налево – где левая. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различать правую и левую руки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) –сзади (за, слева – справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов :

Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы сидит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Учить ориентироваться на ограниченной территории, листе бумаги, учебная доска, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую

Пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя : впереди (вперед) – сзади (назад, слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимнообратных направлений: вверху – внизу, спереди – сзади, слева – справа (левая – правая, т. к. формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом.

Дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхних и нижних полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему : вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа.

* Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

* Обучение умению передвигаться в указанном направлении

* Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

* Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола.

* Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве.

У детей старшей группы закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «укажи, где звенит колокольчик» и т. п.

* Развитие умения передвигаться в указанном направлении.

* Установление пространственных отношений между предметами.

* Ориентировка на плоскости.

Подготовительная группа. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а так же между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строится на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т. п.

* Важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией.

* Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий : в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, между, напротив, левая, правая и др.

* Умение определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов.

* Ориентировка на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве.

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение»

Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а на встречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?»

Публикации по теме:

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Формирование представлений о семье у детей В настоящее время большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать.

Формирование экологически представлений у дошкольников Надо учить детей, что польза- это не самое главное. Главное- возрастание в человеке «человеческого». Честный и верный человек гладко выстругает.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения на тему «Помощь по дому — развитие ориентировки в пространстве» Консультация для родителей на тему: «Помощь по дому – развитие ориентировки в пространстве». Уважаемые родители! «Особенное» отношение к.

Консультация для родителей в младшей группе «Формирование у детей представлений о профессии врача, медицинской сестры» «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает все новую красоту в окружающем.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Передвижение по предметным.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» Занятия по формированию у детей математических представлений о должны носить живой, интересный характер и ни в коем случае не превращаться.

Консультация для педагогов «Формирование представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру» Старший воспитатель Ирина Ивановна Литвинова Консультация для педагогов по теме: " Развитие у дошкольников познавательной активности посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 21:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трубицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД