Анашкина Анастасия
Консультация «Двигательная активность и её роль в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Двигательная активность и её роль в развитии детей дошкольного возраста»
Здоровье дороже золота.
Шекспир В.
Видеть ребенка умным, здоровым и красивым — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Родители постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — двигательная активность.
Публикация «Консультация „Двигательная активность и её роль в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Двигательная активность играет большую роль в общем развитии дошкольников, укреплении здоровья, способствует развитию физических и умственных качеств. Педиатры, педагоги, психологи сегодня бьют тревогу, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, который незамедлительно негативно отражается на здоровье ребёнка. Причинами малоподвижного образа жизни детей является развитие современной цивилизации, которая предлагает детям массу развлечений, игр, телепередач, но всё это происходит за монитором компьютеров, планшетов, телевизоров и даже сотовых телефонов. Мы знаем что, при дефиците двигательной активности дошкольников снижаются обменные процессы в тканях мозга, ухудшается работа внутренних органов, общее состояние организма. Поэтому не случайно одной из важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей.
Эту проблему в своём дошкольном образовательном учреждении мы решаем через создание благоприятной образовательной среды направленной укрепление здоровья детей. Этому способствуют имеющийся в ДОУ спортивный и музыкальный зал, хорошо оснащённые и укомплектованные всем необходимым группы детского сада. Спортивный зал оснащён современным спортивным инвентарё м: тренажёрами, массажными дорожками, гимнастическими палками, обручами, мячами разных размеров, форм и назначений. Имеется сухой бассейн. В каждой группе детского сада также созданы условия для активизации двигательной активности воспитанников, это традиционные спортивные уголки.
Одним из компонентов двигательного режима детей является утренняя гимнастика. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Она ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения, что со временем переходит в потребность заниматься физической культурой, которая сохраняется у человека на всю жизнь.
По утрам некоторые малыши, приходя в детский сад, плачут, требуют маму, не идут на контакт или просто не хотят заниматься. Поэтому для привлечения внимания детей воспитателями используются игровые, сюрпризные моменты, веселые совместные танцы.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. В дни, когда нет возможности выходить на прогулку, широко используются приемные, оборудованные спортивными уголками, для организации максимальной двигательной активности малышей.
Особое место для двигательной активности отводится в ходе непосредственно – образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми, где постоянно проводятся: двигательные паузы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, минуты шалости, логоритмические упражнения. Логоритмические упражнения проводятся в игровой форме, что помогает каждому ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно. Во время упражнения дети стоят вместе с воспитателем, по кругу это дает возможность детям видеть, двигаться, проговаривать речевой материал синхронно вместе с ним. Вот, особо полюбившиеся детьми упражнения. «Насекомые».
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, (Легкий бег на носочках по кругу или врассыпную)
А за ней шмель-шмелёк (Дети машут руками, как крыльями)
И веселый мотылек (Кисти руки слегка «дрожат»)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
(Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы)
Пожужжали, полетали, (Дети бегают и жужжат)
От усталости упали. (Медленно опускаются на ковер.)
«Боровик».
По дорожке шли, шли. (Дети идут по кругу, взявшись, за руки или вслед за воспитателем)
Боровик нашли. (Останавливаются)
Боровик боровой,
В мох укрылся с головой. (Дети приседают, опускают голову)
Мы его пройти могли, (Вновь идут по кругу)
Хорошо, что тихо шли. (Останавливаются)
«Лягушки».
Скачут, скачут по опушке (Совершают прыжки на обеих ногах)
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгать весело, дружок. (Встают, хлопают в ладоши.)
«Мячик».
Раз, два, прыгай мячик. (Взмахи рукой, как бы удары по мячу.)
Раз, два и мы поскачем.
Девочки и мальчики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.
Важным компонентом повышения двигательной активности детей в детском саду являются динамические часы после сна, которые включают в себя: гимнастику пробуждения, воздушное закаливание, игровые упражнения и ходьбу по «Дорожке здоровья». Цель гимнастики пробуждения — способствовать плавному переходу от сна к бодрствованию и созданию положительного эмоционального настроя малышей во второй половине дня. Динамические часы очень любимы детьми и проводятся под спокойную детскую классическую музыку.
Гимнастика пробуждения «Умывалочка».
Светит солнце к нам в окошко, (Дети лежат в постелях)
Хватит спать, вставайте крошки,
Потянулись, улыбнулись. (Дети потягиваются)
И сказали: «Мы проснулись!» (Тихо повторяют за воспитателем)
Глазки, вы будете в жмурки играть? (Дети открывают и закрывают глаза.)
Мы щёчки срочно идем умывать, (Поглаживают круговыми движениями щеку)
Щечку одну и щечку другую. (Поглаживают другую щеку.)
Умоем улыбку свою озорную! (Растягивают губы в улыбке, поглаживая указательными пальцами обеих рук от середины губ к уголкам.)
После пробуждения малыши переходят к закаливающим процедурам — воздушным ваннам, ходьбе босиком по «Дорожке здоровья», для профилактики плоскостопия и повышения иммунитета, затем проводятся игровые упражнения.
Особую радость и пользу приносят дошкольникам подвижные игры, которые играют важную роль в физическим и психическом развитии детей. Подвижные игры для малышей жизненно необходимы, именно поэтому иногда они готовы играть в них снова и снова. Подвижная игра является незаменимым средством для развития детей, их двигательных, сенсорных, познавательных и творческих способностей. Поэтому, чтобы заинтересовать их, побудить принимать активное участие в играх, воспитатель создаёт радостную, непринужденную обстановку, придумывает интересный, веселый сюжет и широко использует атрибуты.
Хороводная игра «Зайка».
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга сидит грустный зайка. Дети поют вместе с воспитателем:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи! (А дети хлопают в ладоши)
Вот морковку получи! (Все дети подходят к зайке, дают ему игрушечную морковку).
Получи и попляши! (Зайка берет морковку, делается веселым и начинает плясать).
Потом выбирается другой зайка.
Разнообразные варианты подвижных игр способствует развитию у детей инициативы и творчества, побуждают их к активности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ребятишки находятся в движении: они подвижны, активны, жизнерадостны. Поэтому итогом постоянной, продуманной, творчески организованной работы по сохранению, укреплению физического и психического здоровья детей в условиях детского сада, являются положительные показатели уровня здоровья детей и снижение процента заболеваемости.
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2016.
2. Т. Е. Харченко. Организация двигательной деятельности детей в детском саду СПб : ООО «Издательство «Детство-пресс» .2010