Гойдина Елена Сергеевна
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с использованием программы «Добрый мир» Л. Л. Шевченко»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир» - это программа духовно-нравственного образования дошкольников. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5до7 лет). Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании». Она направлена на реализацию задач возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников с использованием программы „Добрый мир“ Л, Л, Шевченко“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальными для системы дошкольного образования.
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующихзадач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- научить почитанию родителей,
- воспитание любви к Родине, её культурным традициям;
-научить уважению к старшим членам семьи - бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру;
-создание условий творческого развития детей;
-обеспечение ценностно- смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
Отбор содержания примерной программы произведен в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
-исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
-целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Духовно-нравственная культура») :
1. «Художественное творчество»- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
2. «Художественная литература»- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. «Музыка» - развитие музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
4. «Физическая культура», где прививаются основы здорового образа жизни: формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5. «Коммуникация»- развитие свободного общения с взрослыми и
детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
6. «Безопасность»- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира, природы поведения.
7. «Социализация»- развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В основу программы положено блочное построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырё х книг:
Книга 1. Прогулки по дням творения. «Как устроен мир Божий?»
Эта книга является базовой. В ней рассказывается о проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Здесь дети узнают о том, как возник наш мир и кто его Творец. Каждая прогулка (так автор назвала свои занятия) включает в себя: путешествие с книгой, прекрасные стихи и замечательные детские рисунки, игры, беседы, художественное творчество, слушание музыкальных произведений, исполнение песенок.
Это прогулки - путешествия по дням творения:
- Прогулка первая «Свет, день, ночь»
-Прогулка вторая «Небо»
-Прогулка третья «Земля, вода, растения»
-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»
-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»
-Прогулка шестая «Человек, животные»
-Прогулка седьмая «День отдыха (покой)»
Книга 2. «Хорошо-плохо»
Автор знакомит детей с добрыми правилами жизни людей, которые им дал Бог: быть послушными своему Небесному Отцу – Богу, трудиться, любить друг друга. Если человек выполняет эти правила жизни, он поступает хорошо. Если нарушает – плохо. Плохой поступок называется грехом. Чтобы человек не ошибся в том, что такое хорошо, а что плохо, внутри его Бог поместил доброго помощника – совесть. Она, как яркий огонек, светит в душе человека. Если мы не обращаем внимания на голос своей совести, ее огонек в душе гаснет и наступает темнота. Человек перестает отличать добро от зла, хорошее от плохого и совершает грех. Человек просит прощения у Бога, обращаясь к нему со словами: Господи, помилуй!
В этой книге углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие-любовь (забота, милосердие, которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.
- Рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Рассказ второй «будь послушным!» (о послушании и трудолюбии)
- Рассказ третий «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе)
- Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве)
- Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве)
- Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. «Устроение отношений в нашей жизни».
Эта книга углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни- того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле - Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим. В данной книге дети узнают, кто такие предки, что такое род, как Бог учил относиться к родителям, к семье, к родному дому, к Родине и Отечеству, почему Русь называют святою и почему ее надо защищать, кто такие христиане. С помощью наглядных материалов знакомим с устройством православного храма, иконами, с тем, что и кого мы видим в церкви.
- Моя семья. Наш род.
- Моя Родина
- Православный храм
- Наши меньшие друзья
Книга 4. «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?».
Здесь же рассказ о празднике «День Ангела» как связанном с началом духовного рождения христианина и радостном для детей вне их конфессиональной принадлежности празднике Нового года. Завершает все книги Эпилог. В нем - тема благодарения человека Творцу как высшего духовного состояния человека. Таким образом, дети в формах маршрутов
духовного краеведения совместно с воспитателем проходят путем христианского благочестия, знакомясь с темами христианской этики.
В состав пособий комплекта «Добрый мир» входят наглядные материалы. В наглядных материалах представлены иллюстрации к теме «Православный храм».
1. Храм Христа Спасителя.
2. Икона Господа Иисуса Христа с Евангелием.
3. Икона Пресвятой Богородицы.
4. Православный крест.
5. Святое Евангелие.
6, 7. Алтарь.
8. Кадило.
9. Лампада.
10. Подсвечник со свечой.
11. Священник.
12. В храме.
В состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» входит рабочая тетрадь. В ней представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг хрестоматий.