надежда крапивкина
Консультация «Духовно-нравственное развитие ребенка средствами отечественной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
1,2 слайд
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» академик Д. Лихачев.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Приобщение детей к отечественной культуре, культуре родной земли, является средством развития духовности.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дети приобщались к различным сторонам общественной жизни, культуре, традициям своего народа.
В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это
становится неиссякаемым источником духовно-нравственного развития ребёнка, формирования чувство любви к Родине, уважение к традициям, обычаям русского народа, к духовно-нравственным ценностям культуре родной земли.
.
«Духовно- нравственное развитие ребенка средствами отечественной культуры. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях и культуре родной земли»
.
Соприкосновение с русскими народными и православными традициями и обрядами, участие в народных календарных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Праздники на Руси всегда играли огромную роль в жизни людей. Каждый праздник имел свои традиции и обычаи, своеобразие которых всегда зависело от идеи. Они сближали людей, живущих одной общиной, в одно целое, способствовали социализации детей, неся в себе также и образовательную функцию.
Огромное воспитательное значение на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать Осенины, Новый год, Масленицу. Подготовка к развлечениям и сами
праздничные обряды доставляют детям огромное удовольствие, что позволяет приобщить детей к культуре народного праздника.
3 слайд
Осенины - древний праздник прощания с летом и встречи осени.
Проводимые мероприятия, расширили знания детей об осени, изменения в природе, поведение птиц и животных. Беседуя о празднике Осенины, познакомили с атрибутикой, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции. Родители совместно с детьми участвовали в конкурсе «Дары осени»
4 слайд: Новый год.
Проводя беседы, читая и заучивая стихи, познакомили детей с праздником Новый годод. Оформили группу к Новому году совместно с родителями и детьми.
Создали позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника
5 слайд. Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми, пением, закличеками, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.
Познакомили детей с народным праздником, обрядами, традициями русского народа, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
6 слайд:
Пасха - это праздник семейный, несущий много добра, любви и света. Были проведены беседы, через которые, мы приобщали детей к истокам русской народной культуры, народным традициям. Был организован конкурс – выставка «Пасхальное чудо». Родители, проявили свою фантазию, индивидуальность. Работы получились очень красочными, яркими, порадовали всех своим разнообразием и неповторимостью.
7-8 слайд:
Народные игры.
Хорошо известно, что среди различных видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др., в том числе и подвижные.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю.
Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Приобщение дошкольников к русским народным подвижным играм дает положительный воспитательный и развивающий эффект.
8 слайды: К участию в традиционных народных праздниках и развлечениях
привлекаются родители: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам, оформление группы;. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа. Гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.
Познание детьми народной культуры, творчества, народного фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей. Ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает все то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
9 слайд.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Нам взрослым, необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.