Наталия Авдеева
Консультация для взрослых «Ознакомление дошкольников с живописью»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Ознакомление дошкольников с живописью»
Ни для кого не секрет, что основы духовных ценностей закладываются с раннего возраста. Важным средством формирования духовного мира детей является искусство. Тонкий ценитель искусства Блок А. А. говорил: "Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети". Воспитание творческого восприятия пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.
Публикация «Консультация для взрослых „Ознакомление дошкольников с живописью“» размещена в разделах
Познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к живописи, но и:
- формировать основы мировоззрения - например, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям.
- развивать речь - так, описывая произведения искусства широко используются средства поэтического языка (метафоры, эпитеты и др., специфические изобразительные термины, которые вводятся в пассивный и активный словарь ребенка. Развивается связная и монологическая речь.
- развивать мышление - рассматривая и осмысливая произведения дети учатся делать обобщения на основе анализа, синтеза, учатся делать выводы, формировать свои собственные суждения и умозаключения.
- формировать нравственное сознание - дети обогащают свой нравственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносят воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношения между людьми в реальные жизненные ситуации.
- развивать эстетические чувства - видеть и чувствовать красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков и взаимоотношений, которые проявляются сначала в эмоциях и речевой реакции детей на произведения искусства, затем в их собственной деятельности.
С чего же начать приобщение детей к живописи?
А с того, с чего начинают и наши дети. С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, перед репродукцией картины дома или в детском саду, той красотой, которую открыл для нас художник, мимо чего мы прошли мимо и не заметили, а он заставил остановится и задуматься, откликнуться душой, чтобы мы радовались и дарили эту радость нашим детям. А после того как вы выразили свое чувство, высказали свои мысли, оценки, суждения, ведите ребенка дальше за собой, пусть он увидит красоту вашими глазами, примет в свое маленькое сердце то, что любите и понимаете вы. Через оценки взрослого, его эстетический вкус начинается формирование собственного отношения ребенка к произведениям искусств
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Во-первых, оно вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Во-вторых, искусство несёт радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием, позволяет увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему человек давно привык.
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Поэтому знакомить детей с миром искусства надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими
щими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать. Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.
Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Детей необходимо познакомить с такими художниками-иллюстраторами как Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин и др. Детей 4-5 лет необходимо ввести в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по разному изображают художники.
Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи : портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.
Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И. Шишкин, К. Коровин - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.
Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.
По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т. Яблонская «Утро», какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В. Сурикова, как А. Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега.
Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы» и др.
Для полноценного развития и приобщения детей к искусству необходимо организовывать посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводить экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.
Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания ребенка.