Наталья Ефремова
Консультация для воспитателей «Знакомство с книжной культурой и детской литературой через проектный метод»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети редко читают - большую часть времени проводят за компьютером, телевизором. Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге - один из самых острых на сегодняшний день. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел и научить этому родителей. Умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста, усложняясь в зависимости от возрастной группы детей. Формы и методы, традиционно применяемые для работы по знакомству детей с художественной литературой, воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми : чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание воспитателя; инсценирование, заучивание наизусть, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство с книжной культурой и детской литературой через проектный метод“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Одним из путей решения этой задачи является применение метода проектной деятельности, в частности использование метода проектов в литературном образовании детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В настоящее время, согласно ФГОС, под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, формировании интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей дошкольного возраста. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Литературные проекты представляют собой важную сферу познавательной деятельности. Они расширяют и развивают познавательные и коммуникативные способности ребенка. В связи с литературными проектами меняется содержание игровой деятельности, игра становится более разнообразной и интересной детям. Своеобразие литературных проектов состоит в том, что свои замыслы дети не могут реализовать сами. Важную роль здесь играют взрослые - педагоги и родители. Именно совместное выполнение литературных проектов позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга и установить тесные взаимоотношения.
Начинают проект с выбора темы, далее рекомендуется разработать тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта – постановка цели. Далее выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по различным видам деятельности.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Работа над использованием технологии проектирования, требует решения ряда проблем, встречающихся в практическом опыте: низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода; нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду; недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов; низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Метод проектов, при правильной организации проектной деятельности действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению и способствует воспитанию читателя. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трё х крупных идей:
• детское книгоиздательство : изготовление книжек-самоделок с рисунка ми и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями;
• детская библиотека : организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе;
• выставка книг: подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп.
Проектная деятельность старших дошкольников по созданию рукотворной книги побуждает детей более внимательно слушать чтение литературных произведений и вдумываться в их содержание, анализировать структуру текста и средства художественной выразительности, более пристально рассматривать книги, замечать особенности их оформления, шрифта, иллюстраций.
В ходе проектной деятельности по созданию тематической книжной выставки у детей закрепляются элементарные представления о фольклорных и литературных жанрах, видах книг, формируется уважительное отношение к книге.
К проектной деятельности можно отнести и создание аудиокниг, содержащих как пересказы литературных произведений детьми (в том числе по ролям, так и записи собственных сочинений). Прослушивание таких аудиозаписей вызывает у детей искренний интерес, активизирует дальнейшее словесное творчество и стремление к воспроизведению литературных текстов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками - оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.