Екатерина Асямолова
Консультация для воспитателей «Значение народной культуры в воспитании дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
«Значение народной культуры в воспитании дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
Асямолова Е. А.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение народной культуры в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
XXI век время больших перемен, когда на человечеством нависла угроза духовного распада личности опасность утрата нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
Так как, важнейшей задачей развития личности дошкольника является освоение и духовного богатства народа, его культурно исторического опыта, сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.
Поскольку она является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, приобщать ребёнка к народной культуре следует как можно раньше. Делать это лучше, на материалах детского фольклора.
Знакомство с образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни ребёнка. Важно чтобы слова песен, потешек, прибауток переходили в активный словарь детей, изучали во время игр повседневного общения.
Благодаря этому задолго до ознакомления со сказками былинами и другими крупными жанрами, у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Русская народная культура – сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека: праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдение за природой и земледельческий цикл, устное народное творчество и народные игры - декоративно-прикладное искусство, то есть весь круг земного бытия.
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нем, развитие интеллекта, возможности развить в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В дошкольной образовательной практике знакомство с народной культурой происходит эпизодически, отсутствует система ознакомления с традициями народа (проводятся только масленица и колядки, что приводит к тому, что дети не проявляют интерес к фольклору.
Работу с детьми необходимо строить на познании, на познание общения и деятельности, опираясь на особенности детей каждого возраста. Эта работа должна быть системной и комплексной.
Приоритеты системы работы:
1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка воспитывающим в нем чувство красоты любознательность.
2. Использование всех видов фольклор (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.
3. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками кончающие наблюдение за характерными особенностями времён года, погодными изменениями поведения птиц, насекомых, растений.
4. Знакомство детей с народным декоративным искусством.
Целью этого является: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к родине (русской культуре, русскому языку, природе).
4. Развивать творческие познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели содержание педагогических технологий.
При этом, важно соблюдать принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
2. Принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущий деятельности дошкольника - игры.
Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
4. Принцип интеграции определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей (познавательный, речевой, коммуникативной).
5. Принцип природосообразности - учитывает возрастные, индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющие здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни.
6. Принцип наглядности просматривается при проведении наблюдения в природе на основе народного календаря наших предков, принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды.
Предпочтение при организации занятий следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современной образовательный процесс,
В педагогическую деятельность при этом включаются.
• Интерактивные занятия представляет собой игры - путешествия или игры -открытия. Ведущим принципом построения занятий является принцип развивающего обучения.
• Посещение музея - один из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним,
• Познавательные беседы развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события.
• Предпраздничные посиделки. Основная цель — это подготовка к празднику. На посиделках разучивают песни, игры, затевают хороводы и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно - прикладным искусством, устным народным творчеством.
• Оформление в детском саду, мини - музея и выставок. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал изостудия, холл, групповая комната.
• Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество - главное средство освоении ребёнком культурно - исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству.
• Праздники. Праздник — это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник — это радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
• Работа с родителями. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. По признанию многих педагогов, нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину. Поэтому родителей необходимо приглашать на занятия, где им рассказывают о культуре и истории родного края, вместе с ними оформляют папки передвижки. Организовывают совместные выставки, экскурсии, готовят праздничные мероприятия и участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближает семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.
• Метод обучения. Это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, направленные на достижение дидактических задач.
• Приём обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения.
• Метод интерактивной игры. В отличии от активных методов интерактивные ориентированные на боли широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.
• Наглядный метод. Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организовано с помощью наглядных методов что даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира выделять в них существенное основное замечать происходящие изменения устанавливать причины делать выводы.
• Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние, более результативными.
• Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познает свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.
• Ведущими практическими методами являются упражнения, опыты, экспериментирование, проектирование.
В работе используются:
• Технология проектирования. Позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога.
• Информационно-коммуникационные технологии.
Позволяют собирать материал, выпускать газеты и буклеты для родителей, проводить занятия с показом слайдов, презентации видеороликов.
Можно сделать вывод, что цель состоит в приобщении детей ко всем видам русской национальной культуры – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.