Светлана Геннадьевна Ситникова
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
o формирование системы экологических знаний и представлений (ин-теллектуальное развитие)
o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного от-ношения к природе являются следующие:
o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из сле-дующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимо-связаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, без-нравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатли-тельность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопережива-ние, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою соб-ственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошколь-никам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных как уникальных и неповто-римых живых существах, об их потребностях и способов удовлетво-рения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их оби-тания, приспособленности растений и животных к условиям суще-ствования;
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гу-манного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для посто-янного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспита-ние эстетических чувств является одним из необходимых условий экологи-ческого воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и по-ведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным под-ходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, все-гда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональ-ную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.