Оксана Чепкина
Консультация для воспитателей «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает осознанность действий, составляющих навык. Осознанность ускоряет формирование навыков, облегчает перенесение их в новую обстановку.
В старшем дошкольном возрасте важен пример окружающих (в семье и детском саду). Но наличие положительного примера еще не гарантирует постоянное выполнение ребенком навыков личной гигиены. Их воспитанию уделяется специальное внимание.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В любых условиях необходимо обеспечить детям возможность выполнять привычные навыки гигиены. Если во время прогулки ребенок испачкал лицо, платье, воспитатель должен поощрять его желание привести себя в порядок.
Ребенок должен приобрести стойкие привычки: аккуратно есть, полоскать рот после еды, чистить зубы и мыть ноги перед сном.
Специальные упражнения, выполняемые детьми в игровых си-туациях, влияют на скорость усвоения гигиенических правил, формируют навыки.
Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения.
Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения.
Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя – занятие началось позже и т. д. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им.
В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение.
В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций побуждающих детей поступать правильно.
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умение оценивать поведение сверстников и свое.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внима-ние к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поде-литься с ним, отозваться на его просьбу.
Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников.
Если дети не могут по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложение другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично, вежливо ответить на отказ.
Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей.
Воспитатель обращает внимание на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.
Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе на формирование его личностных качеств.
Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками.
Воспитателю необходимо знать, владеет ли тот или иной до-школьник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого.
Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развитии самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего.
В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку, не следует стремиться с налаживанием его контактов со многими сверстниками шумные игры быстро утомляют таких детей.
При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические, длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.