Лидия Федоровна Водникова
Консультация для воспитателей «Воспитание дошкольников в процессе приобщения к национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание дошкольников в процессе приобщения их к национальной культуре направлено на формирование социальных качеств личности, создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - обществу, к людям и к самому себе. Чем шире, разнообразней система отношений личности к окружающей жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Личность формируется в процессе активного взаимодействия окружающим миром, овладения социальным опытом, общественными ценностями. В результате чего происходит формирование внутренней позиций личности, индивидуальных особенностей психического складывается характер, отношения к окружающему миру. Находясь системе межличностных, межнациональных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность.
Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей актив: развивает и обогащает душу маленького человека, формирует такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных процессов и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное эстетическое формирование, национальная культура - все это зависит личностно-ориентированного воспитания.
Важно приобщать ребенка к национальной культуре, так как в процесс обращения к отеческому наследию воспитывается уважение, гордость родной край. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру свое народа. Из чего следует, что национальное воспитание детей является одн< из основных задач формирования личности ребенка.
Национальная культура несовместима с национальным экстремизмом эгоизмом. Её невозможно придумать, а затем насильно внедрить в сознание ребенка, так как она - плод исторического развития и коллективного творчества. Культура возникает в недрах нации в результате объединен! генетических предпосылок, географических, экономических, политически социальных, религиозных, культурных условий.
Национальная культура может быть животворящей, когда сама являет собой здоровый, организованный, целостный, экономически Духовно монолитный организм.
Полноценная национальная культура - это не просто символ коллективного самосознания, но и реальное духовное объединение выражающее народный дух, его интеллектуальный и нравственный эстетический потенциал, благодаря которому возможно воспитание подрастающего поколения.
Познание и укрепление идеальных ценностей своего народа открывает подрастающему поколению пути постижения особенностей духа и национальных идей другого народа. Такое межнациональное взаимное познание ведет к духовному и жизненному сближению, к взаимообогащению культур.
В содержании образования национальная культура является важнейшей основой национально-гражданского всечеловеческого воспитания. Каждый народ в своей исторической судьбе имел и сохраняет свои особые объединяющие идеи. При обучении и воспитании дошкольников важно показывать, как формировалась национальная культура, ее самобытность посредством устного народного и художественного творчества. Необходимо побуждать детей участвовать совместно с взрослыми в различных национальных праздниках, что закрепляет знания об обычаях, традициях своего народа.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей, семье, дому, детскому саду родному краю;
воспитание уважения к народным обычаям;
развитие интереса к народным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о народном творчестве;
расширение представлений о других народах и их традициях;
развитие чувства ответственности и гордости за родной край;
формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке патриотические чувства и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Национальное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Они начинают формироваться у ребенка в семье и продолжают формироваться в образовательных учреждениях.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого народа свои произведения устного народного творчества все они передают от поколения к поколению основные нравствен ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, произведение устного народного творчества не тол формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задачей педагога является выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретны вызывающими интерес. Поэтому педагог обязан сам хорошо знать национальную культуру и историю. Необходимо, чтобы педагог пони специфику национального образования, ориентированного на развитие личности.
Важно, чтобы в сознании подрастающего поколения жила и социальной справедливости, гражданской, нравственной свободного национального самосознания. В связи с этим воспитание дошкольников необходимо строить на формировании у них национальной культуры.