МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «В наставники себе я взял природу — великую из всех учителей»

Виктория Логуткова
Консультация для воспитателей «В наставники себе я взял природу — великую из всех учителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Трудно найти человека равнодушного к родной природе. Человек учится у нее всему : красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручейка, пение птиц в бездонном летнем небе - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю - наш большой дом, в котором мы живем. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Публикация «Консультация для воспитателей „В наставники себе я взял природу — великую из всех учителей“» размещена в разделах

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

В соответствии с ФГОС экологическое образование включает в себя экологическое обучение и экологическое воспитание. Под экологическим обучением, или обучением экологии, понимаем формирование у детей экологических знаний (представлений, соответствующих умений, способов действий; под экологическим воспитанием – формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.

Методы экологического обучения и воспитания

Экологическое и природоведческое обучение (формирование, знаний, умений) в методическом плане неоригинально и реализуется всем набором методов и приёмов, известных дидактике, но с учётом возрастных особенностей детей. Традиционно методы обучения в педагогике подразделяются на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы (рассказ, беседа) в экологическом образовании имеют большое значение. По степени проникновения в суть рассматриваемых объектов и явлений рассказ может быть описательным и объяснительным. В первом случае формируются представления, в основе которых лежат внешние признаки объектов и явлений. В описательном рассказе акцент делается на ярких запоминающихся деталях рассматриваемой природы. Объяснительный характер имеет характер доказательства. В отличие от описательного рассказа главное здесь не в перечислении признаков, а в раскрытии их сущности, взаимосвязей, причин. В экологическом образовании, когда внимание детей обращается именно на связи, объяснительный рассказ имеет особое значение.

Особенностью рассказа при работе с дошкольниками является краткость. Внимание дошкольников отличается неустойчивостью. Наибольшая продуктивность восприятия излагаемого материала у них бывает в первые минуты, поэтому и продолжительность рассказа вряд ли может двух-трёх минут. В этой связи необходимо обратить внимание на формирование экологических знаний посредством литературных источников.

Более широкое применение имеет беседа. От рассказа беседа отличается главным образом тем, что не требует от детей лишь мысленного следования за педагогом, а вынуждает их к самостоятельному мышлению. Для того чтобы занятие было продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами: рассказом, наблюдениями в природе (беседа по результатам наблюдения, с работой над иллюстративным материалом (беседа по картине, с чтением педагогом литературных произведений.

Применение наглядных методов связано с реализацией принципа наглядности. Организованные наблюдения детей происходят под непосредственным руководством педагога в форме демонстрации. При этом педагог демонстрирует детям натуральные объекты, макеты, муляжи, картины, учебные фильмы, модели, опыты и т. п.

Реализация практических методов заключается в руководстве деятельностью детей: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской. Методическое мастерство педагога заключается здесь в способности и готовности включать детей в названные виды деятельности с целью экологического обучения и воспитания.

В теории экологического образования выделяются методы формирования отношений, методы и приёмы формирования нравственно-экологических отношений.

Метод экологического отождествления заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой этот объект находится. Например, при рассмотрении вопроса о водоёмах зимой (тема «Зимние изменения в природе») детям предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так сколько возможно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственное ощущение в этой ситуации проецируется детьми на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

Метод экологического сопереживания заключается в стимулировании сопереживания ребёнком состояния природного объекта, сочувствия ему. Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас чувствует животное?» и т. п.

Метод экологической рефлексии – стимулирование осознания личности того, как её поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает. Например, если ребёнок забыл вовремя поить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?»

Можно выделить методы и приёмы формирования положительных эстетических отношений к объектам природы. Не секрет, что дети испытывают эстетически негативное отношение к некоторым животным. Чаще всего в списке «некрасивых», «безобразных» животных попадают жаба, лягушка, змея, варан, крокодил, таракан, паук, сороконожка, мокрица, осьминог и др.

Отрицательное (эстетически) отношение к ним выработалось ещё на ранних ступенях развития человека как предохранительная реакция и сохранилось до наших дней, став безусловным рефлексом. Наличие такой же реакции и по отношению к безвредным животным объясняется тем, что они очень похожи на опасных, или тем, что их безопасность не была в своё время выявлена опытом.

Преодоление негативного отношения детей к животным может включать следующие элементы:

- обращение внимания на элементы красивого во внешнем виде животных, а оно, как правило, есть (при демонстрации, например, жабы можно проанализировать красоту глаз этого животного, имеющих золотистую радужную оболочку и большие чёрные зрачки);

- раскрытия совершенства форм животного, их гармонию, разъяснения функций тех частей тела, которые эстетически наименее приглядны (например, лягушки всегда мокрые и холодные, поскольку выделяют жидкость, которая за счёт испарения охлаждает поверхность тела, эта же жидкость нужна для дезинфекции – она убивает микробы;

- разъяснения места и роли этих животных в экологических системах, их безопасности и значения для человека (змеи уничтожают грызунов, переносящих множество заболеваний, передающихся человеку);

- раскрытие истоков негативного отношения к животным.

Эффективность работы по преодолению негативного отношения к животным будет зависеть от обеспечения регулярности непосредственного общения детей с «некрасивыми» животными. «Если в детстве без ужаса ребенок глядел на жаб, змей, раков, - писал Ж. -Ж. Руссо, - то и выросши, он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное. Нет предметов ужасных для того, кто видит их каждый день».

Возрастные особенности отношений дошкольников с природой

В экологическом образовании детей необходимо учитывать возрастные особенности их взаимоотношений с природным окружением.

Педагога должны интересовать не только отношения (взаимодействия) с окружающим миром некоего усредненного человека, но и отношения с окружающим миром воспитанника. Отношения же детей с окружающим миром не идентичны отношениям взрослых людей. Рассмотрим важнейшие особенности отношения детей с окружающим миром, которые необходимо учитывать при организации экологического образования.

Особенности физиологических взаимодействий

Здесь нас в первую очередь должны интересовать взаимодействия организма ребёнка с природной средой. Определенные представления о возрастных особенностях физиологических связей дошкольников можно получить из возрастной физиологии. Ещё в утробе матери зарождающийся организм испытывает те же (физические и химические) воздействия факторов среды, что и сама женщина. Те же экологические воздействия, что и взрослый человек, получает ребенок и после рождения, и в период своего развития.

Отличительной экологической особенностью молодого организма является то, что он обладает меньшей выносливостью к неблагоприятным факторам среды. Более ограничены адаптационные возможности, что особенно заметно в критические периоды развития детей. Именно дети в первую очередь страдают от неблагоприятных факторов среды, связанных с антропогенной деятельностью.

Особенности психических отношений

После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Ещё Ж. Пиаже установил, что основной чертой отношений к миру дошкольника является эгоцентризм. Ребенок не может четко дифференцировать своё «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, он переносит на реальные связи между явлениями мира и собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм по отношению к окружающему миру, то есть наделение объектов и явлений окружающего мира свойствами, присущими самому ребенку. Эта особенность восприятия сохраняется у младших школьников, а частично и у взрослых людей.

После того как ребенок начинает сознавать разницу между своим «Я» и окружающими объектами и явлениями, он ещё определённое время не разделяет среду на природную, техногенную и социальную. Отношения в мире людей, которые в психологическом плане можно отнести к категории нравственных отношений, переносятся им и на отношения в мире природы и в мире вещей. Эти отношения проявляются в олицетворении. Олицетворение – наделение объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определённого типа, например лису – хитростью, зайца – трусостью и т. п. На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, сопереживает судьбе животного, растения. Основной приё м - употребление выражений: «Не трогай котёнка – ему страшно», «Не ломай ветки – растению больно». Такие отношения во многом сохраняются и среди младших школьников, а также среди старших по возрасту детей.

Таким образом, у дошкольников, а в определённой степени и у младших школьников экологические и нравственные отношения переплетаются сложнейшим образом. Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) представляют возможности для сближения собственно экологического и нравственного воспитания.

Особенности деятельностных (поведенческих) взаимодействий

Деятельностные отношения человека и природы можно разграничить на природопользование, деятельность по охране природы, деятельность по улучшению природной среды.

Собственно экологическими будут два последних вида деятельности, поскольку в этих случаях человек осознаёт экологические последствия своей деятельности. Возможны ли эти виды деятельности у дошкольников?

На этот вопрос можно ответить утвердительно, если в своей деятельности дети осознают экологическую цель своих действий. Подкормка детьми птиц будет экологической деятельностью в том случае, если ребёнок делает это для того, чтобы помочь птицам выжить зимой. Если же детьми будут преследоваться другие цели, например, посмотреть, как птицы будут соперничать между собой из-за корма, или получить похвалу от воспитателя за выполненную работу, то такую деятельность нельзя считать экологической.

Дошкольный возраст – время начала овладения способами деятельности в области охраны и улучшения природной среды. Формируются простейшие правила поведения в природе, которые, хотя и воспринимаются порой на догматичном уровне («так сказа воспитатель», усваиваются довольно прочно. Однако импульсивность ребенка не позволяет ему ежедневно, постоянно проявлять соответствующие деятельностные отношения, например, заботиться о животном.

Есть здесь и другой аспект. Для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, отношение к природе зависит от того, в каком качестве объекты природы будут выступать в игровой деятельности. Кот, которого ребёнок старательно запихивает в узкую коляску, существует для него в данную минуту как «пассажир», а не реальное существо. Другой деятельность ребёнка будет в том случае, если он будет подражать взрослым в деле охраны природы. Но и в этом случае им могут быть допущены негуманные поступки.

В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность ребенка к живому миру природы зачастую приводит к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать «может ли она летать двумя крылышками», отрезают кошке усы(«ещё вырастут») и т. п. Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быт недостаточный эмоционально-чувственный опыт общения с животными, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представления о растениях и животных как о живых существах, плохой пример взрослых.

Дошкольники должны понимать свою ответственность за состояние окружающей среды. Их нужно учить не рвать красивые цветы, объяснять, что эти цветы могут исчезнуть из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов независимо от нашего отношения к ним. У них следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону ( начать с малого: не бросать мусор на улице).

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т. е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Как писал К. Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, а самое тщательное воспитание человека без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно не разовьётся с той полностью и свежестью, к которым способна душа человеческая…»

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле.

Используемая литература:

1. Вахрушев, А. А. Экологическое образование – гарантия будущего для человечества /А. А. Вахрушев // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 11

2. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5 – 7 лет / авт. – сост. М. И. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014

3. Миронов, А. В. Формирование положительных отношений к «злым» животным / А. В. Миронов, Р. Хабибрахманова //Начальная школа. – 2005. - № 9

4. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель

5. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : ГНОМ, 2011

6. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2008

7. Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки. Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. - М. : Книголюб, 2006

Публикации по теме:

Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Конкурс для воспитателей «Моя кукла краше всех!»Конкурс для воспитателей «Моя кукла краше всех!» Конкурс для воспитателей «Моя кукла краше всех!» Мультфильм «Фарфоровая кукла» Ведущий: Игрушка лучший друг человека! Давайте устроим.

Конспект открытого занятия для ШМО учителей начальных классов и воспитателей детского сада «Зима и зимние развлечения» Структурное подразделение дошкольного образования детский сад «Чебурашка» Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней.

Конспект занятия для для школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей детского сада Структурное подразделение дошкольного образования детский сад «Чебурашка» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней.

Консультация для родителей «Взял я в руки карандаш» Консультация для родителей «Взял я в руки КАРАНДАШ»Изобразительная деятельность крайне важна не столько овладения умением рисовать, сколько.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР» Формирование навыков пересказа у детей с ОНР. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений,.

Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте» От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное.

Сценарий утренника в старшей группе «С Новым годом всех-всех-всех» Цель: доставить детям радость и дать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,.

Театрализованное представление для учителей начальных классов и воспитателей детского сада «Кошкин дом» Театрализованное представление для учителей начальных классов Мбоу СОШ п. Приузенский и воспитателей детского сада Изгалиева З. Б. СПДО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «В наставники себе я взял природу — великую из всех учителей»
Опубликовано: 2 мая 2019 в 15:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «В наставники себе я взял природу — великую из всех учителей»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Логуткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД