Елена Злобина
Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков пересказа у детей с ОНР.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Особая роль в овладении связной монологической речи детьми с ОНР отводится формированию навыкам пересказа.
Задачи по обучению детей пересказу.
1. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
2. Формирование умения планирования развернутых высказываний.
3. Формирование навыков использования в связных высказываниях средств
Публикация «Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп „Формирование навыков пересказа у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
художественной выразительности.
4. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая
наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
5. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
6. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
7. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-
грамматических и фонетико-фонематических норм.
Учителю- логопеду необходимо обратить внимание на общие моменты при обучении детей с нарушениями речи пересказу.
I. Систематические тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказа) речевые тренинги.
1. Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов, обогащающие активную лексику.
2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (словообразование, восстановление деформированных фраз, составление различных по сложности и типу предложений)
3. Постоянный фонетический контроль.
4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы)
II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов.
III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению :
1. Установление временной и логической связи событий и явлений (беседа).
2. Составление плана пересказа.
3. Соотнесение плана с текстом в целом, отдельных пунктов плана со смысловыми частями текста.
4. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного высказывания и самоконтроля за собственной речью.
IV. Непосредственное обучение рассказыванию (пересказу и составлению рассказов) :
1. Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы.
2. Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
3. При необходимости использование в качестве зрительной опоры серии сюжетных картинок, предметных картинок, зрительных сигналов, пиктограмм, схем.
4. Оказание педагогом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, а именно:
- на начальном этапе обучения использование данного педагогом образца;
- по мере развития монологической речи – подсказка в виде наиболее подходящего к контексту опорного слова, начала фразы;
- помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.
V. Четкое предварительное планирование занятий, предшествующей подготовительной работы, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса педагогом, а также ожидаемых, предполагаемых смоделированных ответов детей на его вопросы.
Показатели развития связной речи.
• Раскрытие темы
• Лексико-грамматическое оформление
• Плавность изложения
• Смысловая целостность
• Объем рассказа
• Выразительность
• Средства связи
• Самостоятельность
При обучении детей связной речи используем методические и игровые приё мы:
1. Моделирование
• Графические схемы
• Фланелеграф
• Иллюстративное панно
• Иллюстрации рассказа
• Детские рисунки сюжетных фрагментов
2. Технические средства обучения
• Компьютерные программы
• Аудиозапись текста
• Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения
• Диафильмы
3. Словесные методы
• Чтение текста
• Беседа
• Загадки
• Малые фольклорные формы
• Сюрпризы, игры
• Настольный театр
• Кроссворды
4. Упражнения
• Лексико-грамматические
• Специальные коррекционные
• Эмпатические
Такая поэтапная коррекционная логопедическая работа позволит детям с ОНР развить их навыки пересказа.