Надежда Абрамова
Консультация для воспитателей «В детском саду-мюзикл?!» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
В ДЕТСКОМ САДУ – МЮЗИКЛ!
Почему же мюзикл, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить на него и еще раз мысленно пережить сложный, но очень интересный и захватывающий процесс его создания.
Мюзикл - одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Мюзикл - это сокращенная форма понятий мusical comedy (музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).
Публикация «Консультация для воспитателей „В детском саду-мюзикл?!“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мюзикл. Сценарии мюзиклов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Сегодня мюзиклы ставятся на многих театральных площадках. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка: интересные сюжеты, захватывающая музыка, необыкновенные танцы.
Но как воплотить этот жанр в дошкольном учреждении? Ведь в области дошкольного музыкального воспитания музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
Именно поэтому многие из нас находятся в постоянном поиске музыкальных материалов, которые служат не только «источником питания» для детского развития, но и заключают в себе возможность яркого сценического действия.
Безусловно, организация образовательного процесса – это уникальная и неприкосновенная «личная кухня», вобравшая в себя как существующие уже методики, так и ноу-хау самого преподавателя. Презентацией такого процесса может служить как некий набор импровизационных действий, возможно, связанных между собой какой-то музыкальной идеей в форме «открытого урока», так и сюжетно-постановочное представление, обычно называемое «праздником».
Обычный «праздник» представляет собой тематический концерт, состоящий из песен, танцев и стихов, или музыкальный спектакль из тех же элементов.
Нам же хочется постоянно совершенствоваться в своем деле. Именно поэтому мы находимся в постоянном поиске инновационных форм и методов в сфере музыкального образования дошколят.
К идее создания собственного проекта меня подтолкнул детский мюзикл «Муха Цокотуха», написанный и оркестрованный композитором Тимуром Коганом на сюжет одной из самых любимых детских сказок К. И. Чуковского в обработке Виктории Рыбкиной. Свежие идеи этого автора настолько заинтересовали меня саму, что я решилась зажечь искорку любви и интереса к этой теме и в дошколятах.
Мюзикл – это больше чем мюзикл. Мюзиклы рекомендуются к постановке с детьми 6-7 лет. У нас же данная группа была немногочисленна и мы подключили к спектаклю группу детей 5-6 лет. Прежде, чем начать разучивать понравившийся мюзикл, ребятам был показан небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызвало огромный интерес: дети, не отрываясь, смотрели на профессиональных артистов, их пластику, мимику, жесты. После этого просмотра стало понятно - это будет интересно не только мне, но и детям.
Начался увлекательный процесс работы над спектаклем. Чтобы «подогреть» детский интерес, мы создали вокруг «Мухи» интеллектуальное поле, используя музыкальный материал как можно шире: мюзикл – это больше чем мюзикл. Например, на материале хора-пролога «Муха шла себе без дела» мы познакомились с жанром мазурки. Сравнили ее с вальсом и полонезом. Включили воображение и «увидели» бал под музыку Шопена. Обсудили увиденное детально : цвета и фасоны одежды танцующих, время года, колонны, зеркала… В завершении темы каждый смог станцевать на таком балу.
Партитура жестов. Не меньше внимания, чем хореографии, мы уделили жесту. Ведь именно правильный жест создает визуальную наполненность действия и дополнительную энергию, а также подчеркивает важные акценты.
Если танец можно «поставить», то выразительный жест необходимо найти вместе с ребенком. Жест может быть связан с динамикой звука, ритмом, взлетом или падением – он должен быть достаточно лаконичным, играть вспомогательную роль и не мешать исполнению музыки.
Успешному поиску жеста может способствовать знаковый аксессуар или анализ направления мелодии в процессе разучивания.
Разучивание: предвосхищение и преодоление. Музыкальный текст «Мухи-Цокотухи» (а именно на нем мы решили выстроить наши методические рекомендации по работе над спектаклем) динамичен и ярок. Своей разнообразностью он, безусловно, обязан иногда встречающимся интервальным «скачкам», синкопам и пунктирному ритму.
Но композитор позаботился о детях и выбрал удобную тесситуру, что сделало возможным преодоление этих трудностей. Конечно, у каждого из нас есть собственные методы проработки «проблемных зон». Наш опыт показывает, что в таких случаях полезно «вынуть» из текста сложные фрагменты и вынести их в начало занятия в виде распевок и упражнений. Мы заполняем октавный скачок гаммой и поем, постепенно «пропуская» звуки до тех пор, пока не останутся только первая и восьмая ступени. Относительную высоту ступеней важно показывать вместе с детьми. Аналогичным способом мы учили все большие скачки мелодии.
В работе над мюзиклом вокальные настройки и ритмические упражнения играют немаловажную роль, желательно делать их регулярно, но в легкой игровой форме.
Процесс работы над мюзиклом мы поделили на два этапа. Первый – ознакомительный – мы проводили только под фортепиано! На первом этапе мы прошли весь материал со всей группой. Наша задача на этом этапе состояла в том, чтобы добиться чистоты интонации и выразительности фразировки.
Второй этап – постановочный. Здесь начала создаваться драматургия спектакля и была задействована фонограмма. Работа с фонограммой создала у наших артистов эффект «второго дыхания». Дети начали по-новому слышать уже знакомую музыку и включились в игру.
Распределение ролей. «В прошлом году я была принцессой, а здесь все какие-то насекомые…»
Кто из нас не сталкивался с этой щекотливой темой – распределением ролей на праздниках. Почти все девочки хотят быть принцессами, а мальчики – героями. А в нашем списке Муха, Пчела, Комар, Паук, мотыльки, словом «какие-то насекомые».
Роль, навязанная ребенку против его воли, может сильно огорчить и надолго отбить желание заниматься музыкой и театром.
Мы не распределяли роли и вообще отложили обсуждение этой темы до постановочного этапа. Так сказать, доверились музыке, ведь только она может снять штампы и изменить приоритеты.
К тому моменту, когда музыкальный материал был разучен и происходило погружение в оркестровое звучание, к маленьким артистам стало приходить понимание того, что музыка красива вне зависимости от персонажей, которых она отображает. Тогда и началась настоящая, увлекательная игра с образами и смыслами. Вполне возможно, что и на ваших репетициях некоторым артистам больше всего понравится инструментальная «Сцена появления Паука», и они тоже с удовольствием будут разыгрывать застывших от преувеличенного ужаса насекомых, добавив настоящего гротеска в спектакль. А сыграть «отрицательного» Паука желающих будет не меньше, чем «героического» Комара. Мы на начальном этапе песни и танцы разучивали со всеми детьми. Уже в процессе работы стало ясно, кто настоящий Комарик, кто Паук, а кому можно доверить главную роль.
На этом же этапе мы занялись хореографией и декорациями. Особое внимание нами уделялось одной из основных составляющих жанра - движению с одновременным исполнением песен. Работа над пластикой и хореографией велась поэтапно. На первых занятиях мы все превращались то в Муху Цокотуху, то в Бабочек, то в злобного Паука, вспоминали их повадки, поведение. Некоторые элементы родились в процессе нашей совместной импровизации, причем дети многое мне подсказали сами.
Пришло время задействовать всю команду. Идеальная картина: художник на своих занятиях с детьми готовит декорации, воспитатели, опять же с детьми, создают реквизит, родители шьют костюмы, администрация занимается рекламой спектакля… Думаете так не бывает?
Подтверждаю, что с «Мухой», а затем и с последующими постановками все происходило именно так. Только командная работа смогла обеспечить Событие!
Работа с фонограммой. Некоторые музыкальные руководители справедливо считают, что при отсутствии микрофонов выстроить правильный баланс голоса и фонограммы невозможно. Но! Мы ведь не зря прошли весь материал сразу со всей группой. Пусть «короля играет свита», что означает – работайте в системе клипа. Мы ни на миг не оставляли наших солистов одних, создали им «задний план», вокальный и сценический, что помогло сделать звук ярким, а зрелище – интересным!
Послесловие. То, что работа с детским мюзиклом «Муха-Цокотуха» заинтересует не только детей, но и весь преподавательский состав, было предсказуемо: захватывающая музыка, веселый нетривиальный текст и любимые всеми образы. Но взаимодействие с произведением искусства всегда привносит в заранее спланированную профессиональную деятельность эвристические моменты, которые следует пережить вместе с детьми. Например, «познать самого себя» через встречу с собственным голосом или, на процессуальном уровне, познать этический закон искусства, по которому паук может оказаться «лучше» принца.
Список использованной литературы
1. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
2. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
3. Авторская программа музыкально-театрального кружка «Музыкальный калейдоскоп»