Получи документы

Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»

Светлана Цибулина
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»

Цибулина С. А., воспитатель,

Иркутская область, г. Шелехов,

МКОУ «НШДС №14».

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проведение экспериментальной деятельности в детском саду“» размещена в разделах

При организации опытов необходимо соблюдать следующие требования:

опыт проводится в специально организованных условиях;

познавательная задача четко сформулирована и её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных;

опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда;

постановке и проведении опытов дети были активными участниками;

в ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи;

при обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей в неживой природе.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

o специально-организованное обучение в форме НОД;

o совместная деятельность взрослого с детьми;

o свободная самостоятельная деятельность детей.

Экспериментальная непосредственно-образовательная деятельность должна строиться на совместном творчестве педагога и детей. Она стимулируют познавательную и творческую активность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.

Формы работы опытно-экспериментальной деятельности:

o непосредственно-образовательная деятельность;

o плановые эксперименты;

o дидактические игры;

o беседы;

o наблюдение и труд;

o работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

Случайные не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса и проводятся на участке или в «уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете или объекте.

Для работы с детьми в экспериментальной деятельности используются разные методы и наиболее эффективны следующие.

1. Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний: элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования: повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. всё, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный и доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

При подготовке использована следующая литература:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду (пособие для работников дошкольных учреждений). Изд. ООО «ТЦ Сфера», 2003г.

2. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (методические рекомендации). Изд. Аркти. М. 2005г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Экспериментально-поисковая деятельность в детском саду»Консультация для воспитателей «Экспериментально-поисковая деятельность в детском саду» Консультация для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” Составила: Семкина Г. А. -воспитатель.

Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта «Земля — кормилица Белгородчины»Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта «Земля — кормилица Белгородчины» Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта "Земля - кормилица Белгородчины"Опыт - это наблюдение, организованное в специально созданных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»
Опубликовано: 29 января 2015 в 13:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД